Okna-zdes48.ru

Лучшие окна здесь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как изготавливали кирпич для кремля

Журналист «КР» узнал, как копейские кирпичи оказались на Красной площади

На экскурсию по предприятию журналиста пригласил исполнительный директор Копейского кирпичного завода Владимир Кровяков.

Каждому из нас приходилось слышать фразу: «Просто, как кирпич». Но, оказывается, кирпич вовсе не так прост, как может подумать человек несведущий. В процессе создания этого теплого и надежного строительного материала важно строго соблюдать технологию на каждом из производственных этапов. Только так можно получить высококлассную продукцию, — уверен Владимир Кровяков.

Продукция ККЗ — на Красной площади

В ассортименте завода в настоящее время три основных вида кирпича – полнотелый, печной и реставрационный, или модульный.

Из полнотелого кирпича возводят несущие стены, фундаменты, вентиляционные шахты, межкомнатные перегородки в стиле лофт. Из печного, как нетрудно догадаться, строят отопительные печи и камины. А что представляет собой кирпич реставрационный?

— Реставрационный кирпич, который наше предприятие производит с начала 2000-х годов, используется для восстановления старых и даже старинных зданий, представляющих историческую ценность, — рассказал Владимир Кровяков. — На каждом реконструируемом объекте со старых кирпичей снимаются мерки, поскольку каменная кладка в каждую из эпох имела свои отличительные характеристики. В точном соответствии с этими параметрами мы изготавливаем новые кирпичи, которые затем используются в процессе реконструкции объектов культурно-исторического наследия. Наша продукция нашла применение в процессе реставрации Московского Кремля, а также Казанского, Тобольского, Нижегородского и Ярославского кремлей, здания Московской городской Думы, в нескольких столичных соборах.

Как рождается кирпич?

1. На первом этапе глина двух сортов – заполнитель и пластификатор – проходит механическую очистку. Случайно попавшие в массу камни отсеиваются. Металлические вкрапления удаляются при помощи магнита. Каждая партия сырья проходит тщательный контроль специалистов ОТК, чтобы минимизировать брак.

Затем в специальной емкости, куда подается подготовленная глина, происходит смешивание.

2. Когда смесь готова, в нее добавляется вода и начинается формовка изделий с помощью пресса. На этом этапе будущие кирпичи напоминают длинный серый брусок. Влажность материала на этом этапе составляет 18 – 20%.

Кстати говоря, в 2015 году на Копейском кирпичном заводе прошла масштабная модернизация, в ходе которой была установлена современная производственная линия Plinpha. В результате технического перевооружения возросла производительность и повысилось качество выпускаемой продукции.

Автоматизированная линия нарезает заготовку на кирпичи.

3. Следующий, очень ответственный этап, — сушка изделий в специальных камерах в течение трех суток. Здесь важно выдержать температурные режимы и уровень влажности не выше 2%, не отступая от нормативных параметров даже не десятую долю градуса.

4. Затем рабочие транспортируют кирпич-сырец на специальных вагонетках.

5. Заключительный этап производства – досушка сырца и последующий обжиг в печи Гофмана. Этот процесс происходит при температуре 1000°С. На данном этапе кирпич обретает привычный потребителю красный цвет.

Одновременно в печи может проходить обжиг 150 тысяч штук кирпича.

6. Готовая продукция проходит контроль ОТК и поступает на склад, откуда расходится по 20 регионам России и в Казахстан.

Мастер отдела сбыта Елена Скосарева демонстрирует разницу в размерах между современным керамическим кирпичом и реставрационным, сделанным по стандартам 17 века. Триста лет назад кладочный кирпич был почти в два раза тяжелее своего современного полнотелого собрата – 6 килограммов против 3,2-3,4 килограмма.

Заслуженная техника

Этот пресс, водруженный на постамент на территории ККЗ, является настоящей реликвией городского масштаба. Из кирпича, произведенного на этом оборудовании в советское время, построены сотни копейских домов, сложены все копейские дома, построенные в советское время и в начале постсоветского периода.

Имена и фотографии лучших сотрудников, начиная с 1956 года, бережно хранятся в заводских Книгах Почета.

С заботой об экологии

Производство керамического кирпича абсолютно экологично. У предприятия нет выбросов вредных газов – из заводских труб в атмосферу поднимается пар, образующийся в процессе сушки и последующего обжига изделий.

Копейский кирпич изготавливают из чистой и радиационно нейтральной глины, добытой в Увельском месторождении.

Читайте так же:
Нормативы по хранению кирпича

ККЗ в цифрах

— В настоящее время завод выпускает 4 млн штук кирпича в месяц.

— На предприятии трудятся 180 человек.

— Копейский кирпич имеет марку прочности М200. Срок службы изделий, выпускаемых ККЗ, составляет более 100 лет.

Как в старину делали кирпич? История применения

Один из древнейших строительных материалов – кирпич, имеет прочность камня, однако изготавливается искусственно и удобен в применении, предназначается для кладки различной сложности. Использование кирпича, как строительного материала, началось задолго до нашей эры, что подтверждается постройками имеющими более ранее происхождение.

Есть версия, что происхождение слова «кирпич» связано с одним из наречий тюркской языковой группы, где «кыр» дословно переводится как «грань» и пеш означает «печь». Возможно это связано с ранним развитием металлургии у тюркских народностей, и умением изготавливать печи из огнеупорного материала.

Начало использования

В настоящее время удалось установить, что впервые кирпич начал использоваться как строительный материал в Месопотамии. Наиболее вероятная причина в том, что местность расположена между реками Тигром и Ефратом, следовательно, достаточное наличие влаги и глины, а также соломы.

Примечательно, что при возведении построек использовалась солома, которая впоследствии покрывали глиной. Высыхая на солнце, конструкции приобретали необычайную прочность. Применяя эту довольно бесхитростную технологию, древние строители постарались максимально облегчить свой труд, изготавливая штучные вперемешку с соломой глиняные бруски, которые имели ряд преимуществ перед прежним способом, все также высушенные на солнце.

Со временем использование искусственного строительного материала вытеснило применение камня. Глиняный сырец – первейший из видов кирпичей, очень простой в изготовлении, однако имеет недостаток отрицательное – влияние осадков. Позже для придания большей прочности кирпич начали обжигать в печах. Первые свидетельства о применении обжига зафиксированы в Древнем Египте и что подтверждают имеющиеся в рисунки.

Наиболее преуспели в ремесле производства кирпича в Древней Греции и Риме. Именно здесь впервые стали применять плинфы – или просто обожжённые глиняные пластины. Технология производства такого вида кирпича была со временем утрачена из-за высокой стоимости. Практически до середины IV века в постройках для небогатого населения использовались кирпичи высушенные естественным способом, а более роскошные сооружения возводились из различных видов мрамора.

Вновь массово кирпич применять стали в Римской империи, что обусловлено быстрым изготовлением и удобством при транспортировке, являющееся значительными преимуществами при возведении укреплений на покоренных землях.

После того как Римская империя прекратила свое существование совершенствование производства кирпича потеряло свою актуальность и только в двенадцатом веке, в связи со стремительным разрастанием городов в Европе. Приобрела популярность фигурная и облицовочная выкладка строений зажиточных горожан и местной знати.

Применение кирпича в России

Широкое распространение кирпич получил после того как было проведено крещение Руси, причиной послужило направление из Византии большого количества сопровождающих священников разного рода ремесленников, а также строителей. Мастерские изготовлявшие кирпич открывались при монастырях. При строительстве Храма Петра и Павла в Смоленске использовали плинфу, изготовленную по новейшим для того периода технологиям.

Позднее плинфу в России начал заменять обожжённый кирпич, наиболее приближенный по форме к современному, толчком послужило строительство в Москве фабрики по производству кирпича для обслуживания величайшей стройки того времени в Росси – Кремля.

На Московской фабрике имелась печь для обжига. Обожжённый кирпич называли «Аристотелев кирпич» в честь архитектора Аристотеля Фиораванти, занимавшегося проектом Кремля.

Производство кирпича начало активно развиваться в XIX веке, изобретались и применялись новейшие методы его производства и обжига: глинообрабатывающие машины, закольцованные печи для обжига, прессы, при этом широкое распространение получила прямоугольная форма.

Следует также отметить, что переизбыток на рынке кирпича и наличие некачественного стройматериала определило применения клеймения производителя, отвечающего за свой продукт. Известны случаи браковки и изъятия некачественных партий изделия. Таким образом на протяжении более пяти тысяч лет и по настоящее время кирпич является одним из основных строительных материалов имеющий непревзойденные прочностные свойства.

Читайте так же:
Делать кирпичи самому станки

Виды кирпича

На сегодняшний день кирпичи различают:

  • кирпич-сырец — необожжённый кирпич;
  • керамический — из обожжённой глины, с красноватым оттенком;
  • известковый;
  • гиперпрессованный — из мрамора, ракушечника, доломита, до 90% состава кирпича.
  • строительный;
  • облицовочный:
  • фасадный или фактурный;
  • фасонный — применяется в геометрически сложной кладке;
  • огнеупорный;
  • клинкерный — для выкладки дорожек.

Также бывает полнотелый кирпич, где поры не превышают 13% от формы и пустотелый имеющий полости.

Московский Кремль

Сердце города

Московский Кремль — крупнейшая действующая крепость в Европе. Кремли есть во многих городах, но только московский остается историческим, политическим и культовым центром города. А раньше он был суровой неприступной крепостью.

История не сохранила точного года появления Московского Кремля. Но уже в XII веке Юрий Долгорукий рассматривал Москву как форпост суздальского княжества, поэтому сразу задумался о строительстве крепости.

Кремль Долгорукого был крошечным: он умещался между современными Тайницкой, Троицкой и Боровицкой башнями. Его окружала деревянная стена длиной 1 200 метров.

Сначала эту крепость называли городом, а земли вокруг — посадом. Когда появился Китай-город, крепость переименовали в Старый город. И только после строительства в 1331 году Белого города крепость назвали Кремлем, что означало «крепость в центре города».

Слово Кремль» происходит от древнерусского «кром» или «кремнос» (твердый) — так называли центральную часть древних городов. Кремлевские крепостные стены и башни обычно ставили на самом высоком месте.

Слово «Кремль» также могло происходить от так называемого «кремленого» (прочного) дерева, из которого строили городские стены. А в 1873 году исследователь А.М. Кубарев предположил, что этот топоним мог прийти из греческого языка, где «кремнос» означает «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом». Московский Кремль действительно стоит на горе на крутом берегу реки, а слова «кремн» и «кремнос» могли попасть в русскую речь с греческим духовенством, прибывшим в Москву в конце 1320-х годов вместе с митрополитом Феогностом.

Московский Кремль стоит на Боровицком холме, на слиянии Москвы-реки и Неглинной. За стенами крепости площадью 9 гектар могли укрыться от опасности жители окружающих посадов.

Со временем посады росли. С ними росла и крепость. В XIV веке при Иване Калите построили новые стены Московского Кремля: снаружи деревянные, обмазанные глиной, внутри — каменные. С 1240 года Русь находилась под татаро-монгольским игом, а московские князья умудрялись в центре захваченной страны возводить новые крепости!

Кремль при Дмитрии Донском (после пожара 1365 года) построили уже из белого камня. Тогда стены имели длину почти 2 километра — на 200 метров короче нынешних.

Пожары и землетрясение 1446 года повредили крепость, и при Иване III в конце XV века Московский Кремль перестроили. Для этого пригласили итальянских архитекторов — специалистов по фортификации — Аристотеля Фиорованти, Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо. Они строили не просто крепость, а святой город. Легендарный Царьград был заложен по трем углам на все стороны по семи верст , поэтому итальянские мастера с каждой стороны Московского Кремля поставили по 7 краснокирпичных башен (вместе с угловыми) и постарались сохранить одинаковое расстояние от центра — Успенского собора. В таком виде и в таких границах Московский Кремль дошел до наших дней.

Стены Кремля получились так хороши, что ими ни разу никто не овладел.

Два водных рубежа и склоны Боровицкого холма уже давали крепости стратегическое преимущество, а в XVI веке Кремль превратился в остров: вдоль северо-восточной стены вырыли канал, который соединил Неглинную и Москву-реку. Раньше всех построили южную стену крепости, так как она выходила к реке и имела важное стратегическое значение — здесь причаливали прибывшие по Москве-реке купеческие суда. Поэтому Иван III приказал убрать все постройки к югу от кремлевских стен — с того времени здесь ничего не строили, кроме земляных валов и бастионов.

В плане стены Кремля образуют неправильный треугольник площадью около 28 га. Снаружи они сложены из красного кирпича, но внутри выстроены из белого камня старых стен Кремля Дмитрия Донского, а для большей прочности залиты известью. Строили из полупудового кирпича (весом 8 кг). По пропорциям он напоминал большую буханку черного хлеба. Его еще называли двуручным, потому что для поднять можно было только двумя руками. При этом тогда кирпич на Руси был новшеством: раньше строили из белого камня и плинфы (чего-то среднего между кирпичом и плиткой).

Читайте так же:
Плотность кирпича керамического красного кирпича

Высота кремлевских стен колеблется от 5 до 19 метров (в зависимости от рельефа), и в некоторых местах достигает высоты шестиэтажного дома. По периметру стен идет непрерывный ход шириной 2 метра, но снаружи его скрывают 1 045 зубцов-мерлонов. Эти М-образные зубцы — типичная черта итальянской фортификационной архитектуры (ими отмечали крепости сторонники императорской власти в Италии). В обиходе их называют «ласточкин хвост». Снизу зубцы кажутся небольшими, но их высота достигает 2,5 метров, а толщина — 65-70 сантиметров. Каждый зубец сложен из 600 полупудовых кирпичей, и почти во всех зубцах есть бойницы. Во время боя стрельцы закрывали промежутки между зубцами деревянными щитами и стреляли через щели. Что ни зубец, то стрелец , — говорили в народе.

Стены Московского Кремля окружали слухи для подземных войн. Они защищали крепость от подкопов. Также под стенами была система тайных подземных ходов. В 1894 археолог Н.С. Щербатов обнаружил их почти под всеми башнями. Но его фотографии исчезли в 1920-х годах.

В Московском Кремле 20 башен. Они играли ключевую роль в наблюдении за подступами к крепости и в обороне. Многие из башен были проездными, с воротами. Но сейчас для проезда в Кремль открыты три: Спасская, Троицкая и Боровицкая.

Угловые башни имеют круглую или многогранную форму и внутри содержат потайные ходы и колодцы для снабжения крепости водой, а остальные башни — четырехугольные. Это объяснимо: угловые башни должны были «смотреть» во все внешние стороны, а остальные — вперед, так как с боков их прикрывали соседние. Также проездные башни дополнительно защищали отводные башни-стрельницы. Из них сохранилась только Кутафья.

Вообще в Средние века башни Московского Кремля выглядели иначе — у них не было шатровых завершений, но были деревянные дозорные вышки. Тогда крепость имела более суровый и неприступный характер. Сейчас стены и башни утратили оборонительное значение. Не сохранилась и двускатная крыша: она сгорела в XVIII веке.

К XVI веку Кремль в Москве приобрел вид грозной и неприступной крепости. Иностранцы называли его «замком» на Боровицком холме.

Кремль много раз был в центре политических и исторических событий. Здесь короновали русских царей и принимали иностранных послов. Здесь укрывались польские интервенты и открывшие им ворота бояре. Кремль пытался взорвать убегающий из Москвы Наполеон. Кремль собирались перестроить по грандиозному проекту Баженова.

В советское время в Московском Кремле разместилось правительство. Доступ на территорию закрыли, а недовольных «утихомирил» председатель ВЦИК Я. Свердлов.

За время правления советской власти архитектурный ансамбль Московского Кремля пострадал больше, чем за всю его историю. В начале XX века внутри Кремлевских стен было 54 сооружения. Сохранилось меньше половины. Например, в 1918 году по личному указанию В.И. Ленина снесли памятник великому князю Сергею Александровичу (его убили на Сенатской площади в феврале 1905 года), тогда же разрушили памятник Александру II (на его постаменте потом поставили памятник Ленину). А в 1922 из соборов Московского Кремля вывезли более 300 пудов серебра и 2 пудов золота, более 1 000 драгоценных камней, и даже раку патриарха Гермогена.

В Большом Кремлевском дворце проводили съезды Советов, в Золотой палате устроили кухню, в Грановитой — столовую. Малый Николаевский дворец превратился в клуб работников советских учреждений, в Екатерининской церкви Вознесенского монастыря открыли спортивный зал, в Чудовом монастыре — кремлевскую больницу. В 1930-х монастыри и Малый Николаевский дворец снесли, и вся восточная часть Кремля от Ивановской площади до Сената превратилась в руины.

Читайте так же:
Как восстановить кирпич после пожара

Во время великой Отечественной войны Кремль был одной из главных целей воздушных бомбардировок Москвы. Но благодаря маскировке, крепость «исчезла».

Краснокирпичные стены перекрасили, а чтобы сымитировать отдельные здания, на них нарисовали окна и двери. Зубцы на вершине стен и звезды кремлевских башен накрыли фанерными крышами, а зеленые крыши покрасили под ржавчину.

Маскировка затруднила немецким летчикам поиск Кремля, но не спасла от бомбардировок. В советское время говорили, что на Кремль не упала ни одна бомба. На самом деле упали 15 фугасных и 150 мелких зажигательных. А в Арсенал попала бомба весом в тонну, и часть здания обрушилась. Прибывший позже в Кремль британский премьер-министр Черчилль, проходя мимо пролома, даже остановился и снял шляпу.

В 1955 году Московский Кремль частично открыли для посещения — он превратился в музей под открытым небом. Тогда же в Кремле запретили проживание (последние жители выписались в 1961 году).

В 1990 кремлевский ансамбль включили в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Одновременно Кремль стал правительственной резиденцией, но сохранил музейные функции. Поэтому на территории присутствуют сотрудники в форме, быстро наставляющие заплутавших туристов «на путь истинный». Но с каждым годом все больше уголков Кремля становятся открытыми для прогулок.

А еще Кремль часто снимают для кино. А в фильме «Третья Мещанская» можно даже увидеть Московский Кремль до сноса Чудова и Вознесенского монастырей.

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Белорус собрал самую большую коллекцию кирпичей в стране

Первый экспонат своей коллекции Алексей Чистяков нашел в 2010 году, прогуливаясь возле замковых стен в Лиде. Строители чистили расположенное рядом озеро и достали много мусора, среди него был необычный кирпич с клеймом «К». Алексей Алексеевич заинтересовался происхождением строительного материала и, отмыв его, принес в местный краеведческий музей. Как оказалось, информации о подобных исторических артефактах очень мало. В Беларуси — вообще крохи. Но, бывший военный, Алексей Чистяков — человек основательный, поэтому занялся изучением вопроса вплотную.

Прошло более трех лет. За это время кирпичей с историей в коллекции Чистякова уже около 300. Жизнь Алексея Алексеевича изменилась. Теперь, проходя мимо полуразрушенного здания, он видит не кучу отработанных строиматериалов, а источник пополнения коллекции. Благодаря связям, налаженным с коллекционерами и историками, многие находки удалось идентифицировать. Тайну других еще предстоит разгадать.

Мы встречаемся с Алексеем Чистяковым у стен реставрируемого Лидского замка. Коллекционер с нескрываемым восторгом смотрит на кладку: «Только представьте, многим из этих кирпичей уже полтысячелетия, а не рассыпались. И еще столько же простоят!» Алексей Алексеевич может говорить о банальном строительном материале часами. Для него старый кирпич не просто кусок обожженной глины, а вещь с большой буквы, которая может многое рассказать о своей эпохе.

Крупные кирпичные заводы создавались в местах, где шло массовое централизованное строительство, — рассказывает Алексей Алексеевич. — Чаще всего там, где возводили крепости. Так, например, во время возведения Бобруйской крепости в местечке появилось сразу несколько производителей, среди них завод Акулича, Розенбергов, Казенный кирпичный завод. Заканчивалось строительство — и заводы постепенно закрывались а их продукция жива и приносит пользу до сих пор. А как долог век, допустим, мобильного телефона?

А вообще, выйдя из печи обжига, кирпичи порой проделывают удивительный путь, как в пространстве, так и во времени. В старых зданиях Лидского района, например, я находил кирпичи, произведенные в Беларуси, России, Польше, Германии и даже Англии! В Витебске два года назад снесли двухэтажный дом, построенный уже после Великой Отечественной. Осмотрев руины, я нашел кирпичи послевоенного периода, довоенного и даже изготовленные в позапрошлом веке. Ситуация, на самом деле, не такая уж уникальная — просто здание строили пленные немцы, а в качестве материала использовали то, что осталось от разрушенных окрестных домов. В Лиде был еще один пример — сносили дом конца XIX века, на руинах я нашел 16 кирпичей, изготовленных разными производителями!

К современным кирпичам Алексей относится с легким пренебрежением. «Они безликие, — говорит он. — А помимо этого, есть все основания утверждать, что раньше кирпич делали значительно качественнее — проверено временем! Посмотрите на кирпич, изготовленный 200 лет назад и 20. Старичок, пролежавший в стене два века, чаще выглядит крепче 20-летнего». Берет в руки один из своих экспонатов: «Вот красноречивый пример: строители снесли дом и хотели старый кирпич размолотить на крошку. С первого раза не разбили и пошли на принцип — начали методично пытаться расколоть его со всех сторон. Не получилось!»

Экскурсия по Лиде, которую устроил нам Алексей Алексеевич, превращается в своеобразную игру. Коллекционер показывает очередное неприметное здание, и после мы долго пытаемся найти спрятанный в кладке артефакт. «Некоторые говорят, что мы, коллекционеры кирпичей, — вандалы, — возмущается Алексей Алексеевич. — На самом деле это не так! Кирпичи, которые лежат в кладке, никогда не трону, если будет интересный экспонат, вмурованный в стену, — сфотографирую его и буду изучать по карточке».

Алексей Чистяков пытается воссоздать старые технологии кирпичного производства. В теории все вроде бы просто, а вот на практике пока мало что получается — изготовленный им строительный материал пока не выдерживает никакой критики. Но коллекционер не отчаивается, уверен, что рано или поздно добьется хороших результатов.

Читайте так же:
Размеры красного кирпича полнотелого 250х120х65

Посчитать, сколько в Беларуси было производителей кирпича лет, допустим, сто назад, сейчас практически невозможно. Во-первых, вопрос мало изучен. Во-вторых, их было действительно много, как крупных производств, так и совсем маленьких. И каждое с гордостью ставило на свое изделие уникальное клеймо. Порой доходило до абсурда — некоторые известные марки начали подделывать! Чтобы не быть голословным, Алексей Алексеевич показывает несколько примеров. Сверху — оригинал, снизу — подделка. Найдите отличия.

Отдельная часть коллекции — кирпичи-артефакты, несущие на себе отпечатки прошлого. Один из них — своеобразная «валентинка», созданная около века назад. Есть кирпичи с оттисками копыт животных и птичьих лап, ведь нередко их изготавливали в совершенно примитивных условиях и оставляли сушиться прямо возле деревенской хаты. Большая редкость — старые кирпичи с оттисками детских рук. Таких, к сожалению, в коллекции Алексея Чистякова нет. Ну и, конечно, достойное место занимает традиционная «пальчатка».

Оказывается, коллекционирование кирпичей не такое уж редкое занятие. В интернете сейчас существует немало специализированных ресурсов по этой тематике, старыми кирпичами обмениваются, их дарят, продают. Некоторые студии дизайна массово скупают старые, заклейменные кирпичи, а после используют их как декоративные элементы при отделке интерьеров. «Даже на „Барахолке“ Onliner.by регулярно появляются объявления по этой тематике», — смеется коллекционер. Цена вопроса пока небольшая — от $2 до $30—50. Но кто знает, что станет с их стоимостью, когда увлечение получит большее распространение? А предпосылки к этому есть. Собирать такую необычную коллекцию — одно удовольствие. И памятники архитектуры посмотришь, и по селам-весям поколесишь. Только вот демонстрировать экспонаты знакомым непросто. На встречу с нами Алексей Алексеевич привез в машине некоторые экземпляры. Достал из машины, показал, бережно сложил обратно. Считай, полтонны общего веса уже перетаскал.

Сегодня часть коллекции Чистякова выставлена в залах Лидского музея, говорят, нередко посетители приходят сюда с конкретной целью — посмотреть именно эту экспозицию. Но большинство потенциальных экспонатов хранится дома и в гараже. Алексей Алексеевич мечтает, что рано или поздно в Беларуси, а именно в Лиде, появится настоящий музей кирпичей. К слову, подобные музеи уже есть в России и Украине. А в Японии музей кирпичей даже лидирует по посещаемости. Чем мы хуже?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector