Okna-zdes48.ru

Лучшие окна здесь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Найдите вещества 2 балла кирпич нейлон пластилин чай карандаш

Олимпиадные задания 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Олимпиадные задания по окружающему миру 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
okr._mir.docx257.32 КБ
klyuchi.docx15.09 КБ

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА по окружающему миру

время выполнения – 45 мин.

  1. Найдите лишнее слово.

а) кирпич, глина, цемент, асфальт;

б) лемминг, бурундук, северный олень, песец;

в) традесканция, ландыш, колеус, бегония;

г) Земля, Венера, Меркурий, Луна;

д) дуб, клён, лиственница, берёза.

2. Прочитайте четверостишие. О каком времени года в нём говорится?

3. Ответьте, верны ли утверждения (да или нет)

а) Смена времён года происходит потому, что Земля вращается вокруг своей оси.

б) Перелётные птицы (ласточки, аисты) улетают на юг, чтобы вывести там потомство.

в) Природа может обойтись без человека, а человек без природы – нет.

г) Россия расположена на материке Евразия.

д) В лесу растут древесные и травянистые растения.

е) Зимой крот впадает в спячку, потому что не может в этот период найти пищу.

4. Болото – друг или враг? С одной стороны, болото – беда, с другой – кладезь добра. Что беда, а что добро?

5. Узнайте по описанию.

Гирлянды маленьких колокольчиков висят весной между большими

остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красные ягоды, но не

бери их в рот – они ядовиты.

6. Напишите название природной зоны, подходящей под описание.

Это природная зона, где отсутствует сплошной растительный покров,

встречаются лишайники, мхи.

7. Какой из предметов сделан из того, что когда-то было живым?

а) глиняная кружка;

в) льняное платье;

г) кирпичный дом.

8. Что двигает кости, имеет способность сокращаться?

9. Переставьте в словах буквы так, чтобы получились названия рыб.

а) знаас; б) укащ; в) раська; г) милан; д) парк; е) куала.

10. Назовите искусственные экосистемы.

11. Как называются огромные участки суши, окруженные водой?

12. Как отличить насекомых от пауков?

13. Отгадайте, что это за вещество: твёрдое, но не процарапывается ножом, хрупкое, прозрачное, не тонет в воде.

14. Где самые большие промежутки между частицами?

а) в твёрдых телах;

15. Что растения получают из почвы?

а) перегной, песок, глину;

б) воздух, соли, воду;

в) остатки растений и животных.

16 В какой строке указаны только вещества?

а) алюминий, железо, медь;

б) алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;

в) кусок сахара, капля росы, кристалл соли.

17. Какие системы органов помогают человеку:

а) очищать организм от вредных веществ;

б) снабжать органы питательными веществами7

18. Укажите день весеннего равноденствия.

а) 22 апреля; г) 22 марта;

б) 1 марта; д) 1 мая;

в) 13 марта; е) 1 апреля.

19. Вставьте пропущенные стадии развития животных.

а) икринка — … — лягушка;

б) яйцо – личинка — … — бабочка.

20. Какое море носит имя камня, используемого в строительстве при облицовке

зданий, для изготовления памятников?

Предварительный просмотр:

  1. а) асфальт; б) бурундук; в) ландыш; г) Луна; д) лиственница. (5 баллов)
  2. Оттепель

Солнце стало пригревать,

Под окном проталинки.

Мы ходили в лес гулять,

Это весна . (3 балла)

  1. а) нет; б) нет; в) да; г) да; д) нет; е) да (6 баллов)
  2. Беда – заболачивание местности, гиблые места. Добро – торф; болота удерживают огромные запасы влаги, в них и образуется ценнейшее топливо и сырьё. (2 балла)
  3. Это ландыш. (2 балла)
  4. Это зона арктических пустынь . (1 балл)
  5. в) льняное платье. (1 балл)
  6. Мышцы. (1 балл)
  7. а) сазан; б) щука; в) карась; г) налим; д) карп; е) акула. (6 баллов)
  8. Экосистема поля; аквариум. (3 балла)
  9. Это материки: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Африка, Австралия, Антарктида. (3 балла)
  10. Насекомые имеют 6 ног, а пауки – 8. (3 балла)
  11. Это вода в замёрзшем состоянии (лёд). (2 балла)
  12. в) в газах. (2 балла)
  13. б) воздух, воду, соли. (1 балл)
  14. а) алюминий, железо, медь. (1 балл)
  15. а) органы выделения, б) органы кровообращения (кровеносная система). (2 балла)
  16. г) 22 марта. (2 балла)
  17. а) головастик, б) гусеница (куколка). (2 балла)
  18. Мраморное море. (2 балла)

Итого 50 баллов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовый набор заданий для школьного тура олимпиады по математике во 2 классе.

Можно использовать как готовый набор заданий для школьного тура предметных олимпиад.

Олимпиадные задания по математике для 4 класса.

Даны задания повышенной сложности по русскому языку, математике, окружающему миру (2 класс) для школьного тура.

Предлагаю олимпиадные задания по окружающему миру для 2-4 классов на тему «Космос».

Собранный материал по предметам ( литературное чтение, математика, окружающий мир, русский язык) 2 класс.

Дети очень любят выполнять олимпиадные задания комбинированного типа.

Химический карандаш: сферы использования

Людям, выросшим в советское время, наверняка знаком карандаш, который в смоченном виде писал фиолетовым цветом и никак не желал стираться. Хотя общеупотребительное название такого карандаша – химический, его верное название – копировальный, поскольку изначально он применялся именно для копирования документов.

Химический карандаш: фото, состав

Среди компонентов грифеля химического карандаша присутствуют графит, глина, анилиновые краски (красители эозин, родамин, аурамин) и связующие вещества. В зависимости от процентного содержания связующих веществ различаются показатели твердости/мягкости карандашей. Точные пропорции компонентов варьируются от производителя к производителю.

Давно используемый химический карандаш можно отличить от обычного по синевато-фиолетовому цвету древесины у острия.

Принцип работы

В сухом виде химический карандаш пишет серебристо-серым оттенком, как всем привычный простой карандаш. И на вид их практически не отличить. Но стоит намочить надпись или сам карандаш, как оставляемый им след приобретает характерный фиолетовый цвет. В большей или меньшей степени грифель растворяется многими жидкостями, но лучше всего водой, на втором месте следует спирт.

Для смачивания стержня в некоторых карандашах делается даже небольшой и обычно резиновый резервуар с жидкостью. Вода вытекает из него самотеком либо при нажатии пальцем.

В отличие от обычных карандашей, на концах копировальных никогда не встретить резинок. Причина этому проста – следы его не стираются, потому что красители проникают глубоко в структуру волокон бумаги.

Помимо бумаги, химический карандаш позволяет оставлять отметки на таких поверхностях, где обычный не пишет – стекло, керамика, металл, влажная древесина и т. д. В связи с этим он был очень популярен в почтовой службе для надписей на посылках.

Для чего нужен химический карандаш?

Изначально основной сферой применения этого вида карандашей было копирование документов, с чем не справлялись существовавшие тогда другие канцелярские принадлежности. Перьевая ручка не оставляла на экземплярах-копиях заметных следов, а грифель обычного карандаша хоть и мог продавить несколько слоев бумаги, но при этом рвал ее, а кроме того, легко стирался.

Бумага, которую впоследствии требовалось скопировать, заполнялась карандашом, затем смачивалась водой и с помощью пресса прижималась к чистому листку бумаги. Получался зеркальный отпечаток, который мог читаться либо через зеркало, либо с оборотной стороны листа, поднесенного к яркому источнику света.

Когда были изобретены и стали набирать популярность еще более удобные для письма шариковые ручки, для копирования стала применяться копировальная бумага, а впоследствии и электронные устройства, производство и применение химических карандашей значительно уменьшилось.

Использование в наши дни

Сейчас химические карандаши не имеют былой популярности, хотя еще выпускаются. Однако они остались в применении в узких профессиональных сферах, где за все это время подходящей замены им так и не появилось, к примеру, при работе с древесиной (в т. ч. при постройке срубов). Обычный карандаш не способен оставить следов на намокшей древесине, а химический с этим отлично справляется. Также этот вид карандашей применяется в стоматологическом протезировании для пометок на протезах и их подгонки.

Поскольку такой карандаш может писать тогда, когда обычные ручки писать отказываются – в жару или сильный холод, он незаменим в походных условиях.

Химические карандаши можно найти в некоторых канцелярских магазинах, приобрести в интернете, а также в специализированных магазинах для художников.

По сходному принципу «работают» акварельные карандаши, имеющие внутри спрессованную акварель. В сухом виде они рисуют также как любые другие, а при смачивании штриховка становится менее заметной, а цвет приобретает большую яркость и насыщенность.

Нестандартные способы применения

Нередко рекомендуется использовать химический карандаш для проверки меда. Для этого небольшое количество меда зачерпывается ложкой, наносится на бумагу или ладонь. Далее следует попробовать провести линию по поверхности или просто опустить карандаш в мед, и если след от него остается – это считается признаком ненатурального продукта либо меда с избыточным содержанием сахара и воды.

Однако этот способ сложно назвать надежным и достоверным. Качественные и натуральные, согласно более сложным и комплексным исследованиям, виды меда, нередко определяются как фальсификаты при проверке карандашом.

Последствия при использовании не по назначению

Химический карандаш содержит немалое количество вредных для организма соединений. Если его лизнуть, как часто делали любопытные советские дети, то легко заработать если не полноценное отравление, то легкое расстройство желудка точно. Попадание кусочков стержня в пищеварительную систему может привести и к более серьезным последствиям, например, язве желудка.

Если фрагмент карандаша каким-то образом повредил кожные покровы, есть риск воспаления и нагноения раны.

Контрольная работа по физике Первоначальные сведения о строении вещества 7 класс

Контрольная работа по физике Первоначальные сведения о строении вещества для учащихся 7 класса с ответами. Работа состоит из 5 вариантов в каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

1. В дошедших до нас письменных свидетельствах идеи о том, что вещество состоит из атомов, разделённых пус­тым пространством, высказаны

1) Демокритом
2) Ньютоном
3) Менделеевым
4) Эйнштейном

2. Учительница вошла в класс. Ученик, сидящий на по­следней парте, почувствовал запах её духов через 10 с. Скорость распространения запаха духов в комнате опре­деляется в основном скоростью

1) испарения
2) диффузии
3) броуновского движения
4) конвекционного переноса воздуха

3. Какое из утверждений верно?

А. Соприкасающиеся полированные стекла сложно разъединить
Б. Полированные стальные плитки могут слипаться

1) Только А
2) Только Б
3) А и Б
4) Ни А, ни Б

4. Какое из приведённых ниже высказываний относится к жидкому состоянию вещества?

1) Имеет собственную форму и объём
2) Имеет собственный объём, но не имеет собственной формы
3) Не имеет ни собственного объёма, ни собственной формы
4) Имеет собственную форму, но не имеет собственного объёма

5. Расстояние между соседними частицами вещества в среднем во много раз превышает размеры самих частиц. Это утверждение соответствует

1) только модели строения газов
2) только модели строения жидкостей
3) модели строения газов и жидкостей
4) модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел

6. Какое из утверждений верно? При переходе вещества из газообразного состояния в жидкое

А. Уменьшается среднее расстояние между его молекулами
Б. Молекулы начинают сильнее притягиваться друг к другу
В. Появляется некоторая упорядоченность в расположении его молекул

1) Только А
2) Только Б
3) Только В
4) А, Б и В

7. У становите соответствие между физическими понятия­ми и их примерами.

А) Физическое явление
Б) Физическое тело
В) Вещество

1) Яблоко
2) Медь
3) Молния
4) Скорость
5) Секунда

8. Определите предел измерений мензурки, цену деления и объём жидкости, налитой в мензурку.

2 вариант

1. Невозможно бесконечно делить вещество на всё более мелкие части. Каким из приведённых ниже положений можно объяснить этот факт?

1) Все тела состоят из частиц конечного размера
2) Частицы вещества находятся в непрерывном хаоти­ческом движении
3) Давление газа обусловлено ударами молекул
4) Между частицами вещества существуют силы при­тяжения

2. Если положить огурец в солёную воду, то через некото­рое время он станет солёным. Выберите явление, кото­рое обязательно придётся использовать при объяснении этого процесса.

1) Диффузия
2) Конвекция
3) Химическая реакция
4) Теплопроводность

3. Какое из утверждений верно?

А. На расстояниях, сравнимых с размерами самих мо­лекул, заметнее проявляется отталкивание
Б. При уменьшении промежутков между молекулами заметнее проявляется притяжение

1) Только А
2) Только Б
3) А и Б
4) Н и А, ни Б

4. Какое из приведённых ниже высказываний относится к газообразному состоянию вещества?

1) Имеет собственную форму и объём
2) Имеет собственный объём, но не имеет собственной формы
3) Не имеет ни собственного объёма, ни собственной формы
4) Имеет собственную форму, но не имеет собственного объёма

5. В каком состоянии находится вещество, если его моле­кулы достаточно близко расположены друг к другу, участвуют в скачкообразных движениях, а при сжатии возникают силы отталкивания, которые мешают изменять объём.

1) В газообразном
2) В твёрдом
3) В жидком
4) В газообразном или в жидком

6. Какое из утверждений верно? При переходе вещества из жидкого состояния в твёрдое

А. Уменьшается среднее расстояние между его молеку­лами
Б. Молекулы начинают сильнее притягиваться друг к другу
В. Образуется кристаллическая решётка

1) Только А
2) Только Б
3) Только В
4) А, Б и В

7. Установите соответствие между физическими понятия­ми и их примерами.

А) Физическая величина
Б) Единица измерения
В) Измерительный прибор

1) Минута
2) Лёд
3) Время
4) Испарение
5) Весы

8. Определите предел измерений мензурки, цену деления и объём жидкости, налитой в мензурку.

3 вариант

1. Каким образом учёные смогли увидеть крупные молекулы?

1) С помощью микроскопа
2) С помощью лупы
3) Молекулы сфотографировали с помощью электронного микроскопа
4) С помощью рассеивающей линзы

2. Явление диффузии в жидкостях свидетельствует о том, что молекулы жидкостей

1) движутся хаотично
2) притягиваются друг к другу
3) состоят из атомов
4) колеблются около своих положений равновесия

3. Какое из утверждений верно?

А. На расстояниях, сравнимых с размерами самих мо­лекул, заметнее проявляется притяжение
Б. При уменьшении промежутков между молекулами заметнее проявляется отталкивание

1) Только А
2) Только Б
3) А и Б
4) Ни А, ни Б

4. Какое общее свойство присуще твёрдым телам и жидко­стям?

1) Только наличие собственной формы
2) Только наличие собственного объёма
3) Наличие собственной формы и собственного объёма
4) Отсутствие собственной формы

5. Расстояние между молекулами вещества много больше размеров самих молекул. Двигаясь во всех направлени­ях и почти не взаимодействуя друг с другом, молекулы быстро распределяются по всему сосуду. Какому со­стоянию вещества это соответствует?

1) Газообразному
2) Жидкому
3) Твёрдому
4) Жидкому и твёрдому

6. Какое из утверждений верно? При переходе вещества из жидкого состояния в газообразное

А. Увеличивается среднее расстояние между его моле­кулами
Б. Молекулы почти перестают притягиваться друг к другу
В. Полностью теряется упорядоченность в расположе­нии его молекул

1) Только А
2) Только Б
3) Только В
4) А, Б и В

7. Установите соответствие между физическими понятия­ми и их примерами.

А) Физическое явление
Б) Физическое тело
В) Вещество

1) Минута
2) Вода
3) Длина
4) Радуга
5) Снежинка

8. Определите предел измерений мензурки, цену деления и объём жидкости, налитой в мензурку.

4 вариант

1. Какое из утверждений верно?

А. Все вещества состоят из молекул
Б. Молекулы состоят из атомов

1) Только А
2) Только Б
3) А и Б
4) Ни А, ни Б

2. Благодаря диффузии

1) нагревается воздух в комнате при включённых батареях отопления
2) происходит движение влаги вверх по стеблю растения
3) распространяются запахи
4) растекается вода по поверхности стола

3. Какое из утверждений верно?

А. Благодаря взаимному отталкиванию молекул между ними существуют промежутки
Б. Притяжение между молекулами становится замет­ным только на расстояниях , сравнимых с размера­ми самих молекул

1) Только А
2) Только Б
3) А и Б
4) Ни А, ни Б

4. Какое общее свойство присуще жидкостям и газам?

1) Только наличие собственной формы
2) Только наличие собственного объёма
3) Наличие собственной формы и собственного объема
4) Отсутствие собственной формы

5. В жидкостях частицы совершают колебания возле по­ложения равновесия, сталкиваясь с соседними частица­ми. Время от времени частица совершает прыжок к другому положению равновесия. Какое свойство жидко­стей можно объяснить таким характером движения час­тиц?

1) Малую сжимаемость
2) Текучесть
3) Давление на дно сосуда
4) Изменение объёма при нагревании

6. Какое из утверждений верно? При переходе вещества из твёрдого состояния в жидкое

А. Увеличивается среднее расстояние между его молекулами
Б. Молекулы начинают сильнее притягиваться друг к другу
В. Разрушается кристаллическая решётка

1) Только А
2) Только Б
3) Только В
4) А и В

7. Установите соответствие между физическими понятия­ми и их примерами.

А) Физическая величина
Б) Единица измерения
В) Измерительный прибор

1) Эхо
2) Водяной пар
3) Килограмм
4) Скорость
5) Секундомер

8. Определите предел измерений мензурки, цену деления и объём жидкости, налитой в мензурку.

5 вариант

1. Какое из утверждений верно?

А. Все вещества состоят из молекул
Б. Не все молекулы состоят из атомов

1) Только А
2) Только Б
3) А и Б
4) Ни А, ни Б

2. Почему в холодном помещении диффузия происходит медленнее, чем в тёплом?

1) Увеличиваются промежутки между молекулами
2) Увеличиваются скорости движения молекул
3) Уменьшаются скорости движения молекул
4) Изменяются размеры молекул

3. Ртутный термометр показал повышение температуры. Выберите верное утверждение.

А. Увеличились размеры молекул
Б. Увеличились промежутки между молекулами

1) Только А
2) Только Б
3) А и Б
4) Ни А, ни Б

4. Какое из приведённых ниже высказываний относится к твёрдому состоянию вещества?

1) Не имеет ни собственного объёма, ни собственной формы
2) Имеет собственный объём, но не имеет собственной формы
3) Имеет собственную форму и объём
4) Имеет собственную форму, но не имеет собственного объёма

5. Молекулы газа

1) движутся равномерно и прямолинейно между столкновениями
2) колеблются вблизи положения равновесия
3) неподвижны
4) колеблются вблизи положения равновесия и могут совершать перескоки

6. Какое из утверждений верно? При переходе вещества из жидкого состояния в газообразное

А. Уменьшается среднее расстояние между его молекулами
Б. Молекулы почти перестают притягиваться друг к другу
В. Полностью теряется упорядоченность в расположе­нии его молекул

1) Только А
2) Только Б
3) Только В
4) Б и В

7. У становите соответствие между физическими понятия­ми и их примерами.

А) Физическое явление
Б) Физическое тело
В) Вещество

1) Сутки
2) Автомобиль
3) Эхо
4) Серебро
5) Масса

8. Определите предел измерений мензурки, цену деления и объём жидкости, налитой в мензурку.

Ответы на контрольную работу по физике Первоначальные сведения о строении вещества
1 вариант
1-1, 2-2, 3-3, 4-2, 5-1, 6-4, 7-312
8. 40 мл; 2 мл; 34 мл
2 вариант
1-1, 2-1, 3-4, 4-2, 5-1, 6-4, 7-315
8. 4 мл; 0,2 мл; 2,4 мл
3 вариант
1-3, 2-1, 3-3, 4-2, 5-1, 6-4, 7-452
8. 80 мл; 4 мл; 64 мл
4 вариант
1-3, 2-3, 3-3, 4-4, 5-2, 6-4, 7-435
8. 80 мл; 4 мл; 28 мл
5 вариант
1-1, 2-3, 3-2, 4-3, 5-1, 6-4, 7-324
8. 20 мл; 1 мл; 18 мл

Вариант 5

Часть 1.

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Текст начинается со слов «Слово «характер» пришло в русский язык из греческого..«

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Нажмите , чтобы прослушать запись

Слово «характер» пришло в русский язык из греческого, в переводе оно означает «признак, особенность». В зависимости от существующих у человека волевых качеств формируется или сильный, или слабый характер, поэтому воля и характер тесно между собой связаны.

Как воспитать у себя сильную волю и характер? Эти качества утверждаются в человеке при преодолении различных препятствий — внутренних и внешних. Внутренние препятствия создаются самим человеком — его ленью, пугливостью, упрямством, ложным самолюбием, стеснительностью, пассивностью, сомнениями. Внешние могут создаваться другими людьми или трудностями выполнения задачи.

С чего следует начинать воспитание сильной воли и характера? Проще всего с достижения не слишком трудных целей, а затем постепенно их усложняя. Это даст возможность укрепить веру в себя и приобрести необходимый опыт. Очень важным условием воспитания силы воли и твёрдого характера является систематическая тренировка в преодолении трудностей. Если её избегать в повседневной жизни, то можно оказаться беспомощным в серьёзных испытаниях. А кому же хочется казаться слабым и бесхарактерным в глазах окружающих? (151 слово)

Часть 2.

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа.

Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Неряшливость шотландского микробиолога Александра Флеминга явилась причиной открытия пенициллина. (2)Когда 3 сентября 1928 года он возвратился в свою лабораторию после месячного отсутствия, то обратил внимание на чашку Петри, внутри которой образовался участок с плесенью. (З)Учёный заметил, что вокруг плесени исчезли все микробные колонии. (4)Этот феномен заинтересовал Флеминга, и он провёл исследование содержимого чашки. (5)Плесень принадлежала к роду пенициллиновых, а вещество, погубившее микробов, учёный назвал пенициллином.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) неряшливость явилась причиной (предложение 1)

2) обратил внимание (предложение 2)

3) исчезли все (предложение 3)

4) феномен заинтересовал (предложение 4)

5) вещество назвал (предложение 5)

Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Проходя (1) по рядам Колизея — одной из главных достопримечательностей Рима (2) и самого крупного древнего амфитеатра (3) сохранившегося до наших дней (4) невозможно не попытаться перенестись в прошлое (5) и представить себе то (6) что происходило на арене (7) и трибунах много веков назад (8) и при этом в воображении несомненно всплывают мускулистые гладиаторы (9) имена которых известны современным любителям, римской истории по фильмам и книгам.

Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «скатерть из льна», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ДЕРЖАЩИЙ — в суффиксе действительного причастия прошедшего времени пишется буква А, потому что причастие образовано от глагола II спряжения держать.

2) КОСНУТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.

3) ДОСРОЧНО — наречие образовано от прилагательного с приставкой до- (досрочный), поэтому в суффиксе наречия пишется буква О.

4) БЕСШУМНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

5) ЗАМОЧЕК — в суффиксе существительного пишется буква Е, потому что при склонении гласный выпадает.

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

(1)Тамара Ивановна, наш классный руководитель, объявила: в последний учебный день четверти уроков не будет, класс соберётся на чаепитие и каждый расскажет о таланте одного из одноклассников. (2)Предполагалось, что это поможет нам лучше узнать друг друга и с хорошим настроением уйти на зимние каникулы. (З)Было решено разбиться на пары по принципу соседства по партам. (4)Без партнёра по заданию остался один Вовка Жуков, в одиночестве занимавший последнюю парту третьего ряда: он плохо учился, заикался и, наверное, поэтому держался особняком. (5)Ни в нашем классе, ни вне его у Жука, похоже, не было друзей, а нас, честно говоря, не заботило его одиночество: подумаешь, в каждом классе есть такой странный тихоня-троечник.

— (6)Ну а тебе, Вова, — задумавшись на секунду, пожала плечами учительница, — даже не знаю, что и делать. (7)Расскажешь нам о каком-нибудь человеке, чьим талантом ты восхищаешься.

— (8)Жук?! (9)Восхищается?! (10)Да он и слова-то такого не знает! — усмехнулся Макс Смирнов, капитан школьной баскетбольной команды. — (11)Он может только на нашу Лебедеву глазеть, не отрываясь, да, Катька?

(12)Вовка залился краской и почему-то с ужасом посмотрел на Катю: наверное, до этого момента он не понимал, что все в классе давно заметили, что первую красавицу параллели Лебедеву он выбрал предметом своего безмолвного обожания. (13)Он вызывался внеочередным добровольцем на дежурства по классу, когда подходила её очередь, ему же приписывалось авторство подкинутого однажды Кате в пенал двустишия, написанного простым карандашом на обрывке тетрадного листа: «Мне светло и хорошо. Что на свете ты живёшь».

— (14)Ему же светло и хорошо от тебя становится, — не унимался Смирнов, — про тебя и напишет! (15)В стихах!

— (16)Да больно нужны мне его стихи, — скривилась Лебедева, — тоже мне, талант нашёлся!

— (17)Ну, раз талант, может, про него ты и поведаешь народу?

— (18)Только для этого Жуку придётся тебе про себя рассказать, а у него это не очень хорошо получается, п-п-правда, Ж-ж-жук?

(19)Вовка сдёрнул со спинки стула портфель и выбежал из класса, оглушительно хлопнув дверью.

— (20)Псих, — бросила ему вслед Лебедева.

(21)Никто из нас не сомневался — несмотря на издёвки Смирнова, Жук свой рассказ посвятит ей. (22)И дело было не только в Катиной красоте. (23)Она действительно была талантлива: прекрасно пела, рисовала, хорошо училась.

(24) А ещё Катя вышивала живописные букеты, которые дарила в рамках учителям и избранным подругам, предварительно подписывая с обратной стороны: Е.Н. Лебедева.

(25) Она хвасталась, что дома у неё целая коллекция: «мой восхитительный сад» — так она называла её, и один папин коллега даже обещал организовать выставку её работ.

(26) Однажды она принесла несколько из них в класс, восхищалась: «Кажется, что они живые, правда? (27)Только жаль, что они не пахнут!»

(28) В такой рекламе, впрочем, Катина вышивка не нуждалась: её сад был действительно прекрасным.

(29) Поэтому в день чаепития Катя справедливо ждала два рассказа, посвящённых себе.

(30)3а партами, сдвинутыми в общий стол нашими талантливыми спортивными ребятами, уже собрался весь класс. (31)Вовка опаздывал, и было принято решение начать без него. (32)Мы выступали по очереди и уплетали выпечку, принесённую нашими талантливыми хозяйственными девочками. (ЗЗ)За хвалебными речами мы не сразу заметили, как в класс вошла Вовкина мать.

(34)Она дождалась, пока мы обратим на неё внимание, и сказала учительнице: «Вова слёг с гриппом и не смог прийти. (35)Он просил передать вам сочинение».

— (З6)О-о-о, здорово! (37)Читайте, читайте! — закричал Смирнов. — (38)Ода Лебедевой, часть вторая!

(39)Мы повернулись к учительнице, стоявшей у дверей. (40)Повернулись все, кроме Кати. (41)Она выглядела скучающей: класс уже удостоился чести увидеть её новую вышивку, иллюстрирующую рассказ подруги о таланте красавицы.

(42)Тамара Ивановна раскрыла тетрадь и начала читать: «Талант — это дар, который выделяет человека из остальных. (43)У меня нет таланта, и я ничем не выделяюсь. (44)Я иногда думаю: зачем я прожил вот этот день, если я ничего не умею создавать или изобретать? (45)Но я знаю одного человека, у которого, как мне кажется, есть настоящий талант. (46)Благодаря ей, я понял, что в нём главное — не только красота, которой можно любоваться. (47)Каждый день я прихожу в школу и я вижу, как замечателен её талант. (48)И особенно прекрасны её цветы. »

— (49)Ну то-о-очно, про меня! — с притворным недовольством протянула Катя.

(50)«Цветы, — продолжала читать Тамара Ивановна, — которые она посадила в горшках на подоконниках. (51)Самым талантливым человеком я считаю нашу школьную уборщицу Веру Павловну. (52)Она самая добрая в нашей школе, а настоящий талант без доброты — это как мёртвые цветы, которые даже не пахнут». (53)Гробовую тишину, воцарившуюся в классе, нарушила учительница:

— (54)Молодец, Жуков! (55)Какой же ты, оказывается, молодец!

* Ольга Павлова — современный блогер.

(По О. Павловой*)

Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) У Жукова в классе не было друзей.

2) Катя Лебедева была влюблена в Вовку Жукова.

3) У Кати Лебедевой было много талантов.

4) Лебедевой понравились стихи, написанные Вовкой Жуковым.

5) По мнению Вовки, настоящий талант немыслим без доброго отношения к окружающим.

Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Тамара Ивановна, наш классный руководитель, объявила: в последний учебный день четверти уроков не будет, класс соберётся на чаепитие и каждый расскажет о таланте одного из одноклассников.

2) Никто из нас не сомневался — несмотря на издёвки Смирнова, Жук свой рассказ посвятит ей.

3) Я иногда думаю: зачем я прожил вот этот день, если я ничего не умею создавать или изобретать?

4) Она хвасталась, что дома у неё целая коллекция: «мой восхитительный сад» — так она называла её, и один папин коллега даже обещал организовать выставку её работ.

5) Гробовую тишину, воцарившуюся в классе, нарушила учительница.

Выполните лексический анализ слова. Найдите в тексте стилистически нейтральный синоним к просторечному слову БОЛЬНО (предложение 16).

Напишите этот синоним.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского писателя Владимира Галактионовича Короленко: «Русский язык. обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Г. Короленко. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Молодец, Жуков! Какой же ты, оказывается, молодец!»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как Вы понимаете значение слова ЭГОИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое эгоизм?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Кирпич гост 530 2007 технические характеристики
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector