Okna-zdes48.ru

Лучшие окна здесь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько слоев грунтовки ложится

Техники работы с меловой краской. Часть1: контрастное окрашивание темной поверхности в белый цвет

Идея этого мастер-класса родилась, когда я, просматривая множество публикаций на Ярмарке Мастеров, поняла, что многие любят красить свою старую мебель в белый цвет. Честно говоря, я не большая сторонница белой мебели и стилей шебби-шик и френч-винтаж, но здесь меня подстегнул мой исследовательский интерес, т.к. окрашивание в белый цвет — это далеко не самая простая техника, особенно для новичков. Я очень увлечена работой с меловой краской, мне очень нравятся те, почти неограниченные возможности для творчества, которые она предоставляет. Работе с меловой краской я уже посвятила две публикации и, естественно, не могла пройти мимо темы контрастного окрашивания очень темной поверхности белой меловой краской.

В первую очередь, хочу сказать, почему я рекомендую применять меловую краску, а не акриловую, которой пользуется подавляющее большинство домашних мастеров. Если вы хотите получить идеально гладкую и ровную поверхность без следов от кисти и валика, то меловая краска — это наиболее удобное средство окрашивания, т.к. она очень легко наносится, не требует грунтования и легко шлифуется, в отличие от акриловой краски. Но при всей кажущейся легкости и простоте, если не учитывать определенную технологию окрашивания, то работа с мебелью из увлечения может превратится в нервотрепку.

Итак, я покажу различные нюансы окрашивания на примере старой межкомнатной двери, которую готовлю на выброс. Это склееная двп, внутри гофрокартон, снаружи пленка. Это стандартная недорогая дверь, которая иногда начинает раздражать и мы решаемся ее чуть-чуть видоизменить. Подобную же технику окраски можно применить и к другим изделиям.

Прежде чем красить подготовьте как следует поверхность. Конечно, меловая краска не предъявляет жестких требований к поверхности, но если вы не заметите жирное пятно, то оно проявится во всей своей «красоте». Поверхность необходимо помыть с моющим средством, можно протереть обезжиривающим средством и высушить.

Инструменты, которые вам понадобятся:

1. Меловая краска. Вы можете использовать самодельную или покупную меловую краску.

2. Кисть. Имейте в виду, что любая кисть все равно оставит следы мазков. Учитывайте, щетинные кисти оставляют более заметную фактуру, чем синтетические. Если вы хотите получить декоративный эффект, то красьте кистью, если же вам нужна ровная и гладкая поверхность, то лучше взять велюровый валик.

3. Велюровый валик. Он дает ровную поверхность и не оставляет ворсинок. Кроме того, расход краски при работе валиком в два раза меньше, чем кистью. Желательно взять новый валик, тогда поверхность будет более гладкая.

4. Емкость, куда вы будете накладывать краску.

Техника окрашивания с помощью валика. На сухую чистую поверхность валиком наносим краску. Сначала вертикально, а затем прокатываем горизонтально, чтобы распределить краску более равномерно. Следите, чтобы валик всегда был чуть-чуть влажный, т.к. меловая краска высыхает очень быстро и из сухого валика будут выдираться целые клоки.

После того как нанесли первый слой, подождите когда он высохнет. В среднем хорошая меловая краска сохнет от 10 до 30 минут, в зависимости от влажности воздуха.

После высыхания первого слоя слегка выравниваем поверхность мягкой шлифовальной губкой (500-1000). Обмахиваем сухой кистью или тряпочкой пыль, можно обдуть феном.

Затем наносим точно также второй слой. Просушиваем. Обычно при таком нанесении краски у меня уходит примерно 47 мл/кв.м на два слоя. Кистью расход около 50-100 мл/кв.м на два слоя (особенно когда делаешь фактурную поверхность наносишь более толстый слой краски).

Однако, здесь обнаружился первый подводный камень — для того, чтобы покрасить темную поверхность в белый цвет нужно нанести валиком 5 слоев меловой краски. Вот, что получилось после нанесения четвертого слоя, темная поверхность немного просвечивает:

Если цвет поверхности и цвет краски близки по яркости или по оттенку, то достаточно двух слоев краски. Вот наглядный пример на той же самой двери. Если ее покрасить в оттенок «капучино», то достаточно двух слоев моей меловой краски для получения ровноокрашенной поверхности.

Конечно для тех, кто пользуется самодельной меловой краской больших проблем нет — вы можете нанести столько слоев краски, сколько нужно до идеального результата. А если вы покупаете краску, то это ощутимые растраты. Попробуем второй способ окрашивания — с помощью кисти.

Техника окрашивания с помощью кисти. Также на чистую поверхность кистью наносим краску. Просушиваем, шлифуем точно также как при окрашивании валиком.

После нанесения 4 слоев получилось следующее:

Результат уже лучше, но не идеален, все равно требуется пятый слой белой краски. Основная проблема — в неравномерности нанесения краски на поверхность, особенно если вы красите большую площадь — дверь, шкаф и т.д. При окрашивании вручную невозможно абсолютно равномерно нанести краску, все равно остаются темные «проплешинки» и приходится наносить еще один слой краски. Я то все думаю об экономичном использовании меловой краски. Поразмышляв немного я пришла к выводу, что в данном случае уместен будет грунт. Он увеличивает адгезию и перекрывает темный цвет, поэтому меловой краски должно уйти гораздо меньше.

Читайте так же:
Типы валиков для грунтовки

Техника контрастного окрашивания с использованием грунта. На этой технике я остановлюсь более подробно, т.к. она мне кажется наиболее оптимальной. Для грунтования можно использовать любой доступный вам белый акриловый грунт. При покупке читайте внимательно состав и предназначение грунта, он различается в зависимости от особенностей поверхности. Грунт наносим валиком.

Грунт ложится очень тонко и укрывисто. Уже после двух слоев можно было наносить меловую краску, но я решила добавить контрольный третий слой. Вот результат:

После того, как грунт высох его необходимо выровнять шлифовальной губкой. Далее наносим меловую краску следующим способом: наносим краску кистью и раскатываем валиком, чтобы получить более равномерное покрытие.

После такого нанесения оказалось достаточно всего двух слоев меловой краски, чтобы получить ровное белое покрытие. Таким образом, мы без особых трудностей и с минимальными затратами получаем идеально гладкую белую поверхность.

После окончательной просушки и шлифовки покрываем дверь паркетным акриловым или акрил-уретановым лаком на водной основе. Можно кистью или валиком. Валик лучше взять новый, тогда вы получите ровное, гладкое покрытие. После высыхания первого слоя лака (через 24 часа) слегка шлифуем поверхность, чтобы выровнять слой лака, удаляем пыль и наносим второй слой. Количество слоев лака зависит от его качества, износостойкости и от интенсивности эксплуатации двери. Нужно также учитывать, что полимеризация и затвердевание краски и лака длится еще несколько дней. Поэтому после окрашивания и лакирования поверхности самое оптимальное несколько дней ее не трогать, тогда покрытие будет очень прочным.

Способов окрашивания существует множество, я рассказала только об одном из них. Не судите строго, что не увидели готовой перекрашеной белой двери. Я не люблю белый цвет в интерьере и на своем старом страшилище только экспериментирую, пока муж не выбросил дверь на помойку. Она у меня вся в разноцветных «лоскутах», поэтому показывать свое безобразие не буду.

Если у вас есть свой опыт окрашивания поверхности в белый цвет, или какие-то другие, может быть более профессиональные техники, то поделитесь, пожалуйста. Чем больше мы знаем, тем лучше сделаем в следующий раз. Надеюсь, что моя публикация поможет всем любителям белой мебели.

20 советов по нанесению водного лака.

1. Прогрунтуйте деревянную поверхность. Грунтование нужно осуществлять специальной водной грунтовкой либо тонированной пропиткой. Это сократит расход лака и позволит получить более ровный верхний слой.

2. Для получения «зеркального» покрытия перед грунтованием используйте метод мокрого шлифования. Отшлифуйте древесину, предварительно хорошо смоченную водой, и дайте ей высохнуть.

3. Шлифуйте мелкой шкуркой каждый слой водного лака, кроме заключительного верхнего. Это поможет получить зеркально ровную поверхность.

4. При выборе лака учитывайте, что если окрашиваемая вами поверхность имеет дефекты и неровности, глянцевый лак подчеркивает их, а матовый лак скрывает.

5. Водный лак можно использовать для обновления ранее окрашенной поверхности. Для этого предыдущий лаковый слой прошкурьте и обезжирьте водным мыльным раствором.

6. Для разведения водного лака используйте чистую воду, не добавляйте в водный лак органические растворители.

7. Не смешивайте водный лак с олифой, с лаками на основе растворителей либо с другими видами водных лакокрасочных материалов.

8. При открытии банки тонированного лака, сверху он может иметь разнородный оттенок. Поэтому перед применением тонированный лак тщательно перемешайте, чтобы цвет равномерно распределился по объему.

9. Не разводите лак водой более чем на 10%. Иначе это ведет к поднятию структуры древесины.

10. Если вы разводите лак водой, смешиваете лаки разных оттенков, рассчитывайте, чтобы готового материала хватило на весь слой, а лучше на все изделие. Иначе при докрашивании вы можете получить другой оттенок.

11. Не наносите водный лак при низкой влажности воздуха (ниже 50%). При такой влажности лак быстро высыхает, и это может привести к возникновению дефектов.

12. У лаков на водной основе происходит постепенное возрастание твердости и стойкости к слипанию. Поэтому не штабелируйте готовые изделия друг на друга в течение первых нескольких суток. При штабелировании используйте полиэтиленовые прокладки.

13. Не наносите водный лак на жирную поверхность. Если на дереве имеются жирные пятна, тщательно промойте их мыльным раствором и дайте древесине высохнуть.

14. Если вы хотите слегка подтонировать дерево, т.е. придать ему благородный оттенок, нанесите тонирующую пропитку и сверху бесцветный лак, либо лак с добавлением в него 5% пропитки. При таком способе самостоятельного тонирования водного лака используйте только пропитки на водной основе.

Читайте так же:
Типы грунтовок для фанеры

15. При нанесении тонированного лака следите за равномерностью толщины слоя. Более толстый слой на кромочных участках либо на стыках при проходах кистью дает более темный оттенок.

16. Тонированный лак лучше наносить распылением, а при ручном нанесении — тампоном. Это позволяет получать тонкие слои более равномерной толщины, чем при нанесении кистью и валиком, и соответственно более равномерно окрашенное изделие.

17. Более однородную по цвету поверхность даст несколько тонких слоев тонированного лака, чем один толстый слой.

18. Для придания визуального эффекта большей толщины лакокрасочного слоя и большей глубины цвета наносите темный нижний слой тонированного лака, а верхний – бесцветный либо светлый, чуть подтонированный.

19. Если вы окрашиваете изделие, ранее уже окрашенное тонированным лаком и имеющее «проплешины», финишное покрытие может также оказаться неравномерным, т.е. на нем также будут просвечиваться более темные и более светлые участки. Чтобы избежать этого дефекта, полностью сошкурьте предыдущий слой лака и окрасьте очищенную древесину, либо наносите тонированный лак из темной палитры.

20. Тот же эффект может возникнуть при окрашивании тонированным лаком ранее лакированной бесцветным лаком поверхности, имеющей «проплешины», на которых слой лака отсутствует. В этом случае для выравнивания впитывающей способности загрунтуйте всю окрашиваемую поверхность двумя слоями бесцветной пропитки либо слоем бесцветного лака, и на загрунтованную поверхность наносите тонированный лак.

Строго следуйте этим простым советам профессионалов и вы избежите проблем с нанесением водного лака .

Добавлено: 21.06.2021 21:48:17

Еще статьи в рубрике Современные технологии строительства и ремонта, тенденции развития индустрии строительства:

  • Понятие, разновидности и технологии изготовления опалубки.

Невозможно представить себе современного строительства без монолитного, а его не могло бы быть без опалубок разного вида. .

Укладка тротуарной плитки

Перед тем как начинать укладку тротуарной плитки надо определить: форму плитки, вариант цветового решения или состав композиции цветов, назначение участка (парковка, .

Ремонт лестничных ступеней

Методика замены ступеней зависит от конструкции лестницы. Так, заменить ступень в лестницах с тетивами довольно сложно. Тетивы прижимают ступени с двух .

    Отделка фасада искусственным камнем

    Из всех естественных природных материалов натуральный камень имеет наибольшее число искусных имитаций, с которыми каждый из нас встречался неоднократно. Но мало .

    Наливные полы

    Наливные полы в строительстве применяются относительно недавно, однако уже успели завоевать популярность. .

    О ремонте и выборе подрядчика

    Прежде чем начать ремонт в квартире, коттедже или офисе, следует узнать о строительно-ремонтных работах как можно больше. Это поможет спланировать весь .

    Что нужно для грунтовки потолка

    Как сделать грунтовку потолка под водоэмульсионную краску – теория и практика

    Покрасить потолок своими руками может любой домашний мастер, не имея специальных знаний и навыков, так как сам процесс не представляет особой сложности. Главное условие качественного нанесения красящего состава на потолок — подготовка рабочей поверхности и правильное решение вопроса, чем грунтовать потолок перед покраской водоэмульсионной краской. Грунтование поверхности позволяет повысить адгезию поверхности и снизить расходы на красящий материал.

    Особенности нанесения грунтовки на разные виды поверхности

    Потолочное покрытие на основе штукатурки и гипсокартона отлично впитывает в себя водоэмульсионную краску, она ложится легко и ровно. Но мастера все-таки советуют использовать грунтовку для того, чтобы полимерные элементы укрепили отделку, не позволяли ей крошиться и осыпаться, а также в целях экономии краски.

    Обои под покраску также предполагают использование грунтовки. Благодаря пропитке этим средством бумажных обоев мы сформируем прочную и цельную поверхность, которая не будет слоиться от перепадов температуры и повышенной влажности.

    В процессе ремонтных работ, конечно же, возникает вопрос, как грунтовать потолок перед покраской. Главное правило — не отставляйте свободных от грунтовки участков, захватывайте всю поверхность. Только таким образом можно добиться ровного покрытия, на которое краска ляжет идеально.

    При подготовительных работах по отделке потолка под покраску, нужно обращать внимание на виды грунтовки. Выбор зависит от типа потолочной поверхности. Например, какая понадобится грунтовка для потолка под покраску водоэмульсионной краской? Здесь нужна тоже эмульсия с акриловой основой.

    Последовательность работ следующая:

    1. удаление старой отделки. Побелка смывается, затем поверхность протирается ветошью. При отделке плиткой, её так же придётся снять;
    2. когда участок полностью очищен, можно приступать к подготовительным работам для обработки под покраску. Осмотрите покрытие, уберите куски отвалившейся штукатурки шпателем;
    3. обращайте внимание на стыки. Заполняйте слоем грунтовки все обнаруженные пустоты и ямки;
    4. для лучшей наполняемости стыков и ямок используйте только кисть, не валик.

    Сам процесс совершенно несложный. Если не знаете сколько раз нужно грунтовать потолок перед покраской, посоветуйтесь с мастерами. Зависит это от вида грунтовки . Но, чаще всего грунтовка наносится кистью в несколько слоёв. Каждому слою обязательно дайте хорошо просохнуть. Выполнить такие работы можно самостоятельно.

    Преимущества грунтового слоя ещё и в экономии краски. Все неровности заполнены, и краска ровно ложится на покрытие .

    Дополнительные сведения и рекомендации

    Любые поверхности грунтуются практически одинаково, это касается, в частности, стен и потолка. Только если на вертикальной поверхности стен слишком жидкий грунт течет, то на горизонтальном потолке он будет формироваться в небольшие капли, а не в потеки.

    Поэтому сразу же после окончания грунтования всей поверхности, пока она еще не высохла, рекомендуется пройти весь потолок валиком еще раз, но не набирать на него грунт. Так вы «раскатаете» возможные капли, обеспечив гладкость поверхности.

    Грунтуя зашпаклеванные поверхности, следите за тем, чтобы грунт наносился равномерно, иначе возможно появление непрокрашиваемых пятен при нанесении слоя водоэмульсионки.

    На этом будем заканчивать. Как вы уже, наверное, поняли, грунтовка потолка перед покраской – это обязательная процедура, которая не сильно обременит ваш бюджет, однако плюсов будет намного больше. Делайте ремонт с умом, всего наилучшего!

    Подготовка помещения перед покраской водоэмульсионной краской

    Различные виды кистей для покраски потолка.

    Перед тем как начинать делать ремонт, необходимо подготовить помещение. Для этого нужно по мере возможности убрать из комнаты, в которой проводится ремонт, все вещи, ведь если вещи будут забрызганы краской, то потом отчистить их будет трудновато. Если в помещении остались какие-либо предметы интерьера, которые нельзя по каким либо причинам вынести, то ничего страшного. Мебель в этом случае можно просто накрыть пленкой, тогда на нее не попадет краска и пыль. От краски нужно защитить и оконные проемы. Для этого тоже используется пленка. Если на стенах расположены светильники, то снимите их вместе с люстрой. Ведь если краска попадет на них, то отмыть плафоны будет очень сложно. Теперь можно начинать делать ремонт.

    Технология нанесения грунта


    Решили выполнить грунтовку и покраску потолка своими руками? Тогда с особой тщательностью подойдите к процессу нанесения грунта.

    Для работы вам понадобится:

    • емкость для приготовления и перемешивания грунтовочного состава;
    • в случае с использованием готовой грунтовки понадобится поддон;
    • малярная кисть нужна для обработки труднодоступных мест;
    • валик с мягким ворсом и длинной ручкой;
    • стремянка или подмости;
    • полиэтиленовая пленка;
    • малярный скотч;
    • пылесос;
    • защитные очки, косынка или головной убор, перчатки.

    Перед нанесением грунта потолок тщательно подготавливают. Для этого его очищают от мусора, старой побелки, краски или другого декоративного покрытия. Деревянные потолки обрабатывают наждачной бумагой, а металлические поверхности очищают от ржавчины. Для удаления мелкого мусора и пыли используйте пылесос. После этого хорошо помойте потолок и дайте ему просохнуть.

    Важно! Если потолок грунтуют под облицовку плиткой, то старую побелку можно не смывать. При этом поверхность обрабатывают грунтом в несколько слоев.

    Последовательность выполнения работ:

    1. Вынесите мебель из помещения. Накройте те предметы, которые остались в комнате, полиэтиленовой пленкой. Если какие-то поверхности возле потолка нужно защитить от попадания грунта, заклейте их малярным скотчем.
    2. Сначала при помощи кисти обрабатывают потолок в труднодоступных местах, по углам и в районе стыка потолка и стен по периметру помещения. Важно, чтобы грунтовка хорошо впитывалась в основу, иначе она со временем отслоится.
    3. Далее при помощи валика обрабатывают всю плоскость потолка. Раствор наносят равномерно, чтобы не было плохо покрытых участков и мест с чрезмерным наслоением грунтовки.
    4. После высыхания нанесенного слоя обработку повторяют.

    Для ускорения высыхания грунтовки включите в помещении обогреватели или используйте бытовые осушители воздуха. Если вы подготавливаете потолок под покраску, то грунт наносите валиком, поскольку кисть оставит полосы, которые будут заметны под слоем краски. Чтобы проверить качество грунтовки, воспользуйтесь кусочком скотча. На качественно обработанной поверхности скотч держится хорошо, с плохо загрунтованного основания он быстро отпадает.

    Комментарий мастера

    Грунтовка потолка перед нанесением водоэмульсионной краски обязательна. Многие часто думают сэкономить, но на самом деле отсутствие дополнительного слоя, наоборот, сделает окраску дороже. Краска имеет свойство впитываться в поверхность, поэтому если нанести ее прямо на бетон или другие поверхности, она быстро впитается. И тогда возможно наносить придется не один-два слоя, а намного больше. Грунтовка избавляет от такого рода проблем, так как она является защитным слоем между поверхностью и краской. Образуя пленку, грунтовка делает поверхность гладкой и ровной.

    Мзда Харону и дань азарту: что нашли археологи на территории нового Херсонеса

    Сильнейшие археологи России работают сейчас на территории, отведенной под строительство историко-археологического парка «Херсонес Таврический» в Севастополе.

    О сделанных ими находках и их перспективах учёные рассказали на прошедшей сегодня пресс-конференции.

    Шаг за шагом.

    В состав масштабной экспедиции входят специалисты нескольких организаций: Государственного Эрмитажа, Института истории и материальной культуры РАН, НАО «Наследие Кубани», Севастопольского госуниверситета и, конечно, музея-заповедника «Херсонес Таврический».

    По словам начальника экспедиции – ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа, старшего научного сотрудника Института истории и материальной культуры РАН Сергея Соловьева, работы начались примерно на месяц позже, чем было заявлено на презентации проекта 20 августа.

    Общая исследуемая площадь составляет порядка 41-й тысячи квадратных метров. Участки были поделены между организациями и передавались исследователям поэтапно.

    «В настоящее время в работе находится около 17 тысяч квадратных метров – это участки, закрашенные в желтый цвет. Площадь полностью исследованная и закрашенная красным цветом – это 8 тысяч квадратных метров», – рассказал учёный, показывая карту раскопок.

    По словам Сергея Соловьёва, за четыре месяца работ найден огромный, разнообразный и очень интересный археологический материал – около 300 тысяч находок.

    «Все они обработаны и систематизированы», – сообщил начальник экспедиции.

    По результатам разведок прошлого года, подчеркнул он, был сделан не совсем верный вывод: ведущиеся сейчас раскопки показали, что все более ранние культурные напластования перекрыты мощным слоем перемещенного грунта.

    Он был привезен сюда во время строительства Автобата, причем грунт, по словам Сергей Соловьева, свозился в балку с разных концов города. Это подтверждают и сделанные в грунте находки.

    «Там есть материалы, начиная с эпохи раннего железа, до 50-х годов 20 века и даже позднее», – сказал Соловьев.

    Именно этим, по его словам, объясняется использование землеройной техники. Положение о проведении полевых археологических раскопок, принятое РАН, по отношению к перемещенному грунту это делать позволяет.

    В «непотревоженном» же культурном слое работы ведутся исключительно вручную, подчеркнул ученый.

    Прежде всего были обнаружены находки времен Крымской войны – здесь располагались позиции французов. Как следствие – большое количество ядер и пуль, застрявших с внешней стороны земляного укрепления. На всей территории автобата сохранились и средневековые слои, а вот слои римской эпохи остались лишь местами.

    «Более ранних слоев на территории автобата, я подчеркиваю, не обнаружено», – сказал Сергей Соловьев.

    В прошлом году, добавил ученый, был сделан неверный вывод: то, что посчитали находками эллинистического времени, оказалось лишь отвалами «из раскопок Борисовой, проводившихся в 50-е годы в юго-восточном углу Автобата». Тогда были обнаружены гончарные мастерские.

    «Оставшиеся тут же отвалы содержали определенное количество эллинистического материала. Под этим слоем залегают слои 19 века, – сообщил ученый. – Но комплекс эллинистического времени имеется».

    Во время раскопок были обнаружены цистерны для воды глубиной 5 метров и два гидротехнических сооружения со ступенчатым входом, приблизительно 2-3 века до нашей эры. Более точно датировать их учёные пока не готовы:

    «Комплекс уникальный сам по себе: есть несколько гипотез о его назначении. Самая простая – это просто источник воды. Вторая – возможно, это бассейн: такого рода бассейны устраивались в античное время рядом со святилищами. Можно допустить, что подобные культовые бассейны существовали и на территории южного пригорода Херсонеса. И третья версия – если эти бассейны использовались до раннего периода христианства, они могли служить купелями».

    С последней заботой.

    Найдено около 30 погребений римской эпохи – обычно это ямы, выдолбленные в скале и выложенные камнями. Наряду со скромными встречаются и захоронения зажиточной публики: некоторые несут на себе явные следы ограблений, причем грабили их вскоре после похорон.

    Тем не менее археологам удалось найти несколько золотых украшений, в том числе с драгоценными камнями, и золотые пластинки, которые накладывали умершим на глаза и губы. А иногда к ним добавляли и золотые монеты.

    «Когда человек переправлялся через реку Стикс, надо было заплатить Харону за эту переправу», — пояснил ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, старший научный сотрудник Института истории и материальной культуры РАН Виктор Мыц.

    Обнаружены и места кремации – в римскую эпоху она была одним из принятых вариантов. После сожжения трупа прах помещался в амфору, а она – в каменный ящик. В одном из таких захоронения был найден набор игральных костей и глиняный стаканчик, в котором трясли кости – видимо, кремированный был заядлым игроком.


    Сохранившаяся часть надгробной таблички.

    Средневековых склепов найдено девять – они относятся к 6-10 веку.

    «В них от 20 погребенных до 200: это фамильные усыпальницы, которые использовались на протяжении столетий. Конечно, это показатель состоятельности и знатности этой семьи, поскольку архитектурная конструкция достаточно сложная и выполнена очень качественно», – сказал Сергей Соловьев.


    Сергей Соловьев.

    Неожиданностью, по словам руководителя экспедиции, стала и еще одна находка – винодельня. Как подчеркнул Виктор Мыц, еще в прошлом году у ученых были весьма ограниченные представления об истории исследуемой территории.

    Тот факт, что огромный участок находился в руках военных, нанесло ему определенный ущерб, но одновременно и защитило его от массовой застройки.

    Масштабное исследование помогло ученым прийти к важным выводам: пригороды Херсонеса использовались не только для захоронений. Здесь обнаружены разного рода средневековые хозяйственные и производственные сооружения – остатки усадеб, сараев, амбаров, а также печь для обжига извести, которая находилась за пределами городища – видимо, ради пожарной безопасности.

    С 10 века, по словам Виктора Мыца, херсонеситам разрешили хоронить умерших непосредственно в городе, и загородный некрополь начали активно разрабатывать под хозяйственные нужды. Хора была размежевана, по территории современного Автобата пролегло несколько средневековых мощеных дорог. Самая крупная – шириной 6 метров, более скромные – 3 метра. Были здесь и винодельни, и колодцы.

    Разрушена же эта территория, скорее всего, была с приходом князя Владимира.

    «Пытаясь взять штурмом Херсонес, эту территорию он сжег в первую очередь – в одном из домов был открыт слой пожара с керамикой и очень крупным наконечником стрелы от тяжелого лука. Такие обычно использовали как метательное оружие. Им и сожгли одну из усадеб», – рассказал Мыц.


    Виктор Мыц

    Позже в разговоре с журналистами он добавил, что сжечь пригороды, чтобы они не достались врагу, могли и сами херсонеситы – такая практика в византийскую эпоху тоже существовала.

    Что с ними будет?

    Большую часть найденного составляют предметы, которые можно извлечь из земли и передать в музей: это монеты, мелкая посуда, амфоры, светильники, бусы, перстни, браслеты и терракотовые статуэтки и многое другое.

    В одном из склепов найдена целая коллекция женских и детских стеклянных браслетов – как сделанных в Херсонесе, так и привезенных из Сирии, с Кавказа и других мест. Нашли ученые и зарытый кем-то клад – 40 отчеканенных в Херсонесе монет.

    А вот клеймо с именем поставившего его Федора. Таких находок в Херсонесе, по словам ученых, еще не было, да и вообще в «византийском мире» только два таких клейма.

    «Одно клеймо находится на целой амфоре, которая хранится в музее в Самсуне (Турция – ForPost) – эта амфора изготовлена под Константинополем. И вот теперь у нас. Встретили мы здесь и клейма, которые вообще нигде не известны, а вот в Херсонесе есть», – рассказал Виктор Мыц.

    «Находок много, находки необычные, интересные. Они требуют очень пристального внимания реставраторов. Поэтому мы вынуждены были пригласить сюда реставраторов Эрмитажа, которые работают на реставрации металла.

    Надо думать, что будем делать с керамикой – она тоже требует особого внимания. И так далее: приведение всех вещей в экспозиционное состояние достаточно сложный, трудо- и материально затратный процесс, требующий очень высокой квалификации.

    Конечно, у «Херсонеса» есть свои возможности, но они пока очень ограничены. А такое количество материала, его ежедневный приток ложится тяжелой ношей не только на плечи «Херсонеса», но и всей экспедиции», – сказал Виктор Мыц.


    Возможно, это Афродита

    Все находки, как заверили журналистов, останутся в «Херсонесе Таврическом». Но что будет с объектами, которые из земли не извлечешь – склепы, печи для обжигания извести, гидротехнические сооружения и многое другое?

    «Мы, как археологи, можем только рекомендовать их к музеефикации, а окончательное решение будет принимать экспертная комиссия» – сказал в финале своего выступления Сергей Соловьев.

    «Не мы принимаем решение – прежде всего будут проведены исследования технического состояния всех этих объектов. Когда нам, археологам, кажется, что этот склеп в прекрасном состоянии и может быть сохранен, у него могут быть скрытые дефекты, например, повреждения свода. И тогда его нельзя будет оставить в таком состоянии», – добавила заместитель директора Института истории и материальной культуры РАН Наталья Соловьева.

    Отвечая на вопрос ForPost, она заверила: проект строительства парка не будет утвержден до тех пор, пока не будут закончены раскопки. Этот порядок предусмотрен 73-м федеральным законом. Остальное – дело экспертов.

    «Даже между нами порой идут споры, что надо сохранять, а что не надо. Проектом будет учтено решение экспертной комиссии», – ещё раз подчеркнула Соловьева.

    Директор «Херсонеса Таврического» Елена Морозова добавила: проект будет создаваться только с учетом уникальных памятников:

    «Более того – мы должны определить не только техническое состояние находок, но и то, как они будут экспонироваться, если останутся на этой территории», – сказала она.

    Каким будет решение экспертов, мы узнаем позже. А у археологов впереди еще много работы, о результатах которой они также пообещали рассказывать журналистам.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector