Okna-zdes48.ru

Лучшие окна здесь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цементный мост под давлением

Презентация на тему Установка цементных мостов. Назначение и требования

Презентация на тему Презентация на тему Установка цементных мостов. Назначение и требования, предмет презентации: Разное. Этот материал содержит 13 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Установка цементных мостов. Назначение и требования

Слайды и текст этой презентации

Установка цементных мостов. Назначение и требования.

Цементные мосты устанавливают в целях:
изоляции водонапорных и непродуктивных горизонтов при испытании и ликвидации скважин;
возвращения на вышерасположенный горизонт;
изоляции зон поглощения или проявления;
забуривания нового ствола;
создания опоры для испытания пластов и секции обсадных труб;
ликвидации каверн и желобных выработок.
К цементным мостам предъявляются определенные требования по долговечности, герметичности, прочности, несущей способности, а также высоте и глубине нахождения. Требования основываются на конкретных геолого-технических условиях и обусловлены назначением моста.

Несущая способность цементных мостов в значительной мере зависит от их высоты, а также от наличия, состояния и толщины слоя глинистого раствора на колонне и фильтрационной корки на стенке скважин. Если удалена рыхлая часть глинистой корки, напряжение сдвига в начальный момент составляет 0,15 — 0,2 МПа. В этом случае даже при возникновении максимальных нагрузок достаточна высота моста 10 — 20 м. Наличие же на стенках колонны слоя глинистого раствора толщиной 1 — 2 мм приводит к уменьшению напряжения сдвига до 0,01 — 0,02 МПа и увеличению необходимой высоты моста до 180 — 250 м.
Герметичность моста также зависит от его высоты и состояния поверхности контакта, так как давление, при котором происходит прорыв воды, прямо пропорционально длине и обратно пропорционально толщине корки. При наличии между обсадной колонной и цементным камнем глинистой корки толщиной 3 — 12 мм градиент давления прорыва воды составляет соответственно 1,8 — 0,6 МПа на 1 м. При наличии на корке пленки нефти давление резко уменьшается. При отсутствии корки между стенкой трубы и цементным камнем прорыв воды происходи при градиенте давления свыше 7 МПа/м. Следовательно, герметичность моста в значительной мере зависит также от условий и способа его установки. Корка при твердении цементного раствора обезвоживается, появляются в ней трещины.

В практике установки цементных мостов применяют следующие способы:
закачкивание тампонажного раствора в интервал формирования моста при уравновешивании его столбов в заливочных трубах и кольцевом пространстве (балансовый способ);
закачивание тампонажного раствора с применением двух разделительных пробок;
закачивание цементного раствора в интервал установки моста под давлением;
с использованием разделительного пакера;
с использованием цементировочной желонки.

Общие принципы ремонтно-изоляционных работ

Работы по ремонту крепи включают:
исправление негерметичности цементного кольца КР 1-3
наращивание цементного кольца за колонной КР 1-4
устранение негерметичности колонны КР 2

Подготовительные работы к РИР

Перед началом цементно-изоляционных работ необходимо:
Произвести спуск компоновки (перо) в интервал указанный в плане с замером длины и шаблонированием труб.
Собрать на устье скважины цементировочную головку
Подготовить и спланировать территорию вокруг устья скважины для размещения агрегатов и другого оборудования;
Нагнетательная линия должна быть опрессована на полуторократное ожидаемое рабочее давление.
При гидравлическом испытании нагнетательных систем обслуживающий персонал должен быть удален за пределы опасной зоны, установленной планом работ. Ликвидация пропусков под давлением запрещается.
Передвижные насосные установки необходимо располагать согласно утвержденной схемы на расстоянии не менее 10 м от устья скважины, расстояние между ними должно быть не менее 1м. Другие установки для выполнения работ должны размещаться на расстоянии не менее 25 м от устья скважины. Агрегаты устанавливаются кабинами от устья скважины.

Схема расстановки спец. техники при цементировании скважины

Закачать промывочную жидкость, восстановить циркуляцию;
Приготовить тампонирующую смесь в осреднительной емкости;
Поизводить через каждые 5 минут замеры плотности тампонажного раствора ареометром.
Закачать тампонажный раствор;
Произвести продавливание тампонажного раствора;
Обратной промывкой произвести контрольный вымыв цементного раствора из кольцевого пространства;
Произвести подъем инструмента в безопасную зону (150м);
Оставить скважину в покое на период ОЗЦ;
Разобрать и промыть линии.

Тампонажные работы при ремонте крепи скважин

Основным методом ликвидации негерметичности обсадных колонн и заколонного пространства является тампонирование под давлением.
Тампонирование под давдением через обсадную колонну;
(Способ применяется при изоляции сквозных дефектов обсадных колонн и наращивании цементного кольца за ними, а также при тампонировании каналов межпластовых перетоков между непродуктивными горизонтами, когда условия проведения РИР не допускают разгрузки колонны от избыточного давления после задавливания тампонирующей смеси).
Тампонирование под давлением через НКТ и обсадную колонну;
(Способ применяется для ускорения процесса доставки тампонирующей смеси к изолируемой зоне в скважинах, заполняющихся буровым раствором при проверке на приемистость).

Тампонирование под давлением через НКТ, установленные над зоной ввода тампонирующей смеси за колонну;
(при изоляции чужих пластовых флюидов и подошвенных вод; при изоляции сквозных дефектов обсадных колонн для ускорения доставки быстросхватывающихся тампонирующих смесей к изолируемой зоне)
Тампонирование под давлением через НКТ, установленные под зоной ввода тампонирующей смеси за колонну;
(применяется в следующих случаях: при изоляции нижних и подошвенных вод, когда планируется нарастить цементный стакан над искусственным забоем; при изоляции нижних и подошвенных вод, когда протяженность интервала перфорации составляет более 10 м; при изоляции дефектов крепи, когда приемистость скважины меньше 0,5 м3/(ч ⋅ МПа); при изоляции дефектов крепи, когда планируется вымыв тампонирующего состава из изолируемого объекта после РИР)

Комбинированный способ тампонирования под давлением;
(способ применяется при любом виде РИР в заполняющихся и незаполняющихся скважинах, когда вымыв тампонирующего состава из зоны изоляции не планируется)
Тампонирование под давлением с непрерывным прокачиванием тампонирующей смеси по затрубному пространству;
(Cпособ применяется для устранения негерметичности обсадных колонн, когда местоположение дефекта не установлено и непрерывная закачка жидкости через него при давлениях, допустимых для колонны, невозможна, а приемистость характеризуется лишь падением при опрессовке колонны на воде)
Тампонирование под давлением прокачиванием тампонирующей смеси по затрубному пространству с остановками;
Тампонирование под давлением с применением пакера

Способы направленные на уменьшение отрицательного влияния на ФСП цементных растворов

Снижение репрессии на пласты,
Уменьшение фильтроотдачи тампонажного раствора;
Достижение наибольшего физико-химического соответствия фильтрата тампонажного раствора компонентам коллектора, составу пород пласта и пластовых флюидов.

Мероприятия на уменьшение отрицательного влияния на ФСП цементных растворов

Ограничением высоты подъема тампонажного раствора в одну ступень путем применения специальных муфт при определенной скорости подъема раствора за колонной и уменьшении показателей его структурно-механических свойств, что позволяет снизить репрессию на пласты;
С нижением плотности тампонажного раствора (по всей высоте зоны цементирования или выше кровли продуктивного пласта) путем применения облегчающих добавок или аэрацией;

Читайте так же:
Состав цементного раствора м25

Уменьшением фильтратоотдачи тампонажных растворов путем добавок полимеров или применения растворов на углеводородной основе, что позволяет снизить эффект закупоривания фильтрационных каналов в коллекторе вследствие гидратации его глинистых компонентов, выпадения солевых осадков и проявления поверхностных сил;
Креплением продуктивного пласта без цементирования с использованием гравийных фильтров, обсаживания продуктивного пласта перфорированной колонной — фильтром (хвостовиком), цементированием с установкой пакера в кровле продуктивного пласта и закачиванием тампонажного раствора за колонну через спецмуфту выше пакера и др.;
Оставлением необсаженного (открытого) ствола в зоне продуктивного пласта со спуском и цементированием эксплуатационной колонны до кровли продуктивного пласта.

Установка цементных мостов

Мостом называют искусственное сооружение, полностью перекрывающее поперечное сечение скважины (или обсадной колонны) на участке сравнительно небольшой длины, удаленном, как правило, от забоя. Мосты могут быть резиновые, пластмассовые, металлические, цементные и из других материалов.

Мосты устанавливают для решения следующих задач: а) временного или постоянного разобщения нижезалегающих проницаемых пластов от вышезалегающих (например, при опробовании методом «снизу вверх», при переходе от эксплуатации нижнего истощенного продуктивного горизонта к эксплуатации верхнего горизонта и т.п.); б) устранения опасности излива пластовых жидкостей в атмосферу после ликвидации скважины или при временной консервации ее; в) создания прочной опоры для колонны труб в период пакеровки скважины при опробовании перспективных горизонтов; г) создания прочной опоры при забуривании бокового ствола; д) укрепления неустойчивых, осыпающихся или размываемых потоком промывочной жидкости пород.

Разработано множество способов установки мостов, часть из которых рассматривается в курсе «Промысловая геофизика». Наиболее часто используют цементные мосты, создаваемые путем транспортирования раствора вяжущего по колонне бурильных труб.

Наиболее эффективным является следующий способ создания цементного моста. В скважине немного ниже нижней границы участка, в котором требуется создать мост, устанавливают разбуриваемый пакер или манжетную пробку, исключающие возможность оседания вниз столба тампонажного раствора. До нижней границы этого участка спускают колонну труб и тщательно промывают скважину. Если в пределах участка имеются каверны, в состав колонны включают приспособление с боковыми гидромониторными насадками и сильными струями вымывают из каверн загустевшую промывочную жидкость и шлам. Во время промывки во всех случаях целесообразно вращать и расхаживать колонну труб. При наличии каверн расхаживать следует на такую длину, чтобы струи, вытекающие из гидромониторных насадок, могли поражать всю поверхность кавернозных интервалов.

После промывки в колонну труб последовательно закачивают первую порцию буферной жидкости, порцию тампонажного раствора возможно более жесткой консистенции, вторую порцию буферной жидкости и порцию продавочной жидкости. Тампонажный раствор отделяют от обеих порций буферной жидкости двумя разделительными пробками. По окончании закачки порции продавочной жидкости колонну труб приподнимают с небольшой скоростью несколько выше верхней границы будущего моста и тщательно промывают скважину. Затем трубы поднимают на дневную поверхность, а скважину оставляют в покое для твердения тампонажного раствора.

где рр.п — перепад давлений, необходимый для перемещения по колонне верхней разделительной пробки.

Так как высоты столбов тампонажного раствора и буферной жидкости невелики, то с достаточной точностью сумму рт+рк можно определить экспериментально по манометру на головке, если измерить давление в ней при прокачивании промывочной жидкости перед началом операции с такой же малой скоростью, как и в конце операции. Величину рр.п следует определять экспериментально также до начала цементировочной операции.

Чтобы уменьшить перемешивание тампонажного раствора с первой порцией буферной жидкости во время приподнимания колонны труб, в последнюю следует медленно подкачивать продавочную жидкость и поддерживать в головке избыточное давление Рц.г = Рр.п+Рт.

Тампонажную смесь для создания моста следует выбирать с учетом температуры и давления в заданном интервале скважины. Раствор должен иметь возможно меньшее относительное водосодержание, короткие сроки загустевания и схватывания, достаточные, однако, для выполнения цементировочной операции; камень должен иметь возможно более высокую прочность, быть практически непроницаемым при тех перепадах давлений, которые могут действовать на мост. Весьма желательно, чтобы твердение шло с расширением камня.

На практике часто допускают отклонения от рассмотренной выше технологии: не устанавливают близ нижней границы будущего моста ограничительные приспособления (пакер, манжетную пробку и т.п.), не применяют не только нижнюю, но и верхнюю разделительные пробки, а иногда и буферные жидкости. Это приводит, во-первых, к резкому увеличению перемешивания тампонажного раствора с буферными, а при отсутствии последних — с промывочной и продавочной жидкостями; во-вторых, к сползанию столба тампонажного раствора вниз относительно границ участка, где требуется создать мост; в-третьих, к необходимости кратного увеличения объема тампонажного раствора по сравнению с геометрическим объемом участка скважины. Нередки случаи, когда из-за таких отклонений и неправильного определения потребных объемов тампонажного раствора и других жидкостей, обусловленного указанными отклонениями, операции по установке мостов оказываются безуспешными.

Объемы тампонажного раствора и других жидкостей, необходимых для выполнения цементировочной операции, рассчитывают по эмпирическим формулам. Одна из методик, содержащих такие формулы, разработана во ВНИИКРнефти. Если внести в нее небольшие коррективы, для определения объемов можно воспользоваться следующими формулами:

где Fс, Fтр, Fк.п — соответственно площади поперечного сечения скважины в интервале установки моста, колонны труб и кольцевого пространства; Vтp — внутренний объем колонны труб; hм — проектная длина моста; с1, с2, с3, с4 — эмпирические коэффициенты, учитывающие, потери тампонажного раствора на стенках труб, при смешивании со смежными жидкостями, а также потери буферной жидкости при движении по колонне труб и кольцевому пространству. Ориентировочные значения этих коэффициентов для случая цементирования без разделительных пробок приведены в табл. 11.

После образования цементного камня достаточной прочности в скважину спускают колонну труб с долотом, уточняют положение верхней границы моста, разбуривают слабую верхнюю часть его и проверяют герметичность моста путем уменьшения давления на него сверху либо с помощью пластоиспытателя, спускаемого на колонне труб, либо посредством аэрации и снижения уровня жидкости. Если мост оказался негерметичным, разрушился или сместился вверх при такой проверке, его разбуривают и операцию повторяют заново.

Цементный мост в скважине это

Назначения цементных мостов и требования к ним — Студопедия

Установка цементных мостов

Занятие 5

1. Назначения цементных мостов и требования к ним

2. Расчет объемов тампонажного раствора и материалов.

3. Особенности выбора рецептуры растворов вяжущих веществ для установки мостов.

4. Требования, предъявляемые к тампонажному материалу.

5. Планирование работ по установке цементных мостов

6. Мероприятия по предупреждению осложнений при установке мостов.

Установка цементных мостов — это ответственная технологическая операция, составляющая основу большинства видов ремонтно-изоляционных работ при бурении, заканчивании и эксплуатации нефтяных и газовых скважин.

Цементные мосты устанавливают в следующих целях:

— изоляция водонапорных и непродуктивных горизонтов при испытании и ликвидации скважин;

— возвращение на новый горизонт;

— изоляция зон поглощения или проявления;

— забуривание нового ствола;

— создание опоры для испытания пластов или секций обсадных труб;

Читайте так же:
Цемент навал м400 до

— ликвидация каверн или желобных выработок.

К цементным мостам предъявляются определенные требования по долговечности, герметичности, прочности, несущей способности, а так же к высоте и глубине нахождения.

Те или иные требования основываются на конкретных геолого-технических условиях и обусловлены назначением моста.

По характеру действующих нагрузок можно выделить две категории мостов: испытывающих давление жидкости или газа и испытывающих нагрузку от веса инструмента во время забуривания второго ствола, применения испытателя пластов или в других случаях.

Мосты, относящиеся ко второй категории, должны, помимо газоводонепроницаемости, обладать весьма высокой механической прочностью.

Анализ промысловых данных показывает, что на мосты могут создаваться давления до 85 МПа, осевые нагрузки до 2100 кН и возникают напряжения сдвига на 1 м длины моста до 30 МПа. Такие значительные нагрузки возникают при опробовании скважин с помощью испытателей пластов и других видах работ.

Несущая способность цементных мостов в значительной мере зависит от их высоты, наличия (или отсутствия) глинистой корки или остатков бурового раствора на колонне.

При удалении рыхлой части глинистой корки напряжение сдвига составляет 0,15-0,2 МПа. В этом случае даже при возникновении максимальных нагрузок достаточно высота моста 18-25 м. Наличие же на стенках колонны слоя бурового раствора толщиной 1-2 мм приводит к уменьшению напряжения сдвига и увеличению необходимой высоты до 180-250 м, с тем, чтобы обеспечить возможность приложения максимальной нагрузки.

В связи с этим высоту цементного моста следует так же определять и из уравнения:

где Но — глубина установки нижней части моста;

Qм — осевая нагрузка на мост, обуславливаемая как перепадом давления, так и разгрузкой колоны труб или испытателей пластов;

Дс — диаметр скважины;

[∆τм] — удельная несущая способность моста, величина которой определяется как адгезионными свойствами тампонажного материала, так и способом установки моста.

Герметичность моста также зависит от его высоты и состояния поверхности контакта, так как давление, при котором происходит прорыв воды, прямо пропорционально длине и обратно пропорционально толщине корки. При наличии между обсадной колонной и цементным камнем глинистой корки с напряжением сдвига 6,8-4,6 кПа и толщиной 3-12 мм градиент давления прорыва воды составляет соответственно 1,8-0,6 МПа на 1 м. При наличии на корке пленки нефти давление резко уменьшается. При отсутствии корки между стенкой скважины и цементным камнем прорыв воды происходит при градиенте давления свыше 7 МПа/м. Следовательно, герметичность моста в значительной степени зависит так же от условий и способа его установки. Корка при твердении цементного раствора обезвоживается, в ней появляются трещины.

В связи с этим высоту цементного моста следует так же определять и из уравнения:

где рм — максимальный перепад давления, действующий на мост при его эксплуатации.

[∆р] — допустимый градиент давления прорыва флюида по зоне контакта моста со стенкой скважины; эту величину определяют в основном в зависимости от способа установки моста и применяемых тампонажных материалов.

Выбирают большее значение высоты цементных мостов, определенных по формулам 1 и 2.

Ориентировочные значения [∆τм] и [∆р] при установке мостов через заливочную колонны с применением раствора из портландцемента в зависимости о технологии установки приведены в таблице.

Условия и технологические мероприятия по установке моста[∆р], МПа/м[∆τм], МПа
В обсаженной скважине
С применением скребков и моющих буферных жидкостей
С применением моющих буферных жидкостей0,5
Без скребков и буферных жидкостей0,5
В необсаженной скважине
С применением скребков и моющих буферных жидкостей0,5
С применением абразивных буферных жидкостей0,2
С применением неабразивных буферных жидкостей0,05
Без буферных жидкостей0,50,01

Цементные мосты должны быть достаточно прочными. Практика работ показывает, что если при испытании на прочность мост не разрушается при создании на него удельной осевой нагрузки 3-6 МПа и одновременной промывке, то его прочностные свойства удовлетворяют условиям как забуривания нового ствола, так и нагружения от веса колонны труб или испытателя пластов.

При установке мостов для забуривания нового ствола к ним предъявляется дополнительное требование по высоте. Это обусловлено тем, что прочность верхней части моста Н1 должна обеспечить возможность забуривания нового ствола с допустимой интенсивностью искривления, а нижняя часть Н — надежную изоляцию старого ствола.

где Rс — радиус искривления ствола.

Вопрос 3. Установка цементных мостов в скважине — Студопедия

Заливка цементного моста в скважине производится закачкой цементного раствора по трубам на место установки. Для проведения заливки составляется расчет. Определяется количество сухого цемента, количество жидкости для затворения раствора. Количество жидкости продавки, давление при закачке. Раствор закачивается в трубы, после закачки продавочной жидкости раствор доходит на место установки моста, после этого закрывается затрубное и часть цементного раствора под давлением продавливается в пласт или нарушение. Пример: Установить цементный мост в эксплуатационной колонне (колонна -5 дюймов) с 1000 до 936 метров. Цементный мост 64 метра В скважину спущены НКТ 2,5 дюйма, объем 1 п.м. 0,003м 3 .. Объем: 1п.м. экс.колонны 0,0125м 3 . Коэффициент запаса цемента 1,25. В/Ц = 0,5. Расчет — Объем скважины, подлежащих заполнению цементного стакана (1000-936)х0,0125=0,8м 3 . Количество сухого цемента 0,8х1,25 = 1,0тн. Количество воды для затворения цемента 1,0х0,5=0,5м 3 . Количество продавочной жидкости 936х0,003=2,8м 3 .

Вопрос 4. Виды контроля за состоянием природной среды.

Производственный контроль на предприятии, Ведомственный, Муниципальный, Республиканский, Федеральный.

Основными задачами производственного экологического контроля на предприятии являются:

♦ проверка соблюдения требований, условий, ограничений, установленных природоохранным законодательством;

♦ контроль за соблюдением нормативов и лимитов воздействия на окружающую природную среду по всем его видам, установленным соответствующими разрешениями;

♦ контроль за выполнением предписаний органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

♦ проверка выполнения планов мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;

♦ обеспечение эффективной работы систем учёта использования природных ресурсов, природоохранного оборудования;

♦ своевременное представление информации, предусмотренной государственной статистической отчётностью (статистическим наблюдением).

Вопрос 5. Дать определение термина «Авария»

Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Билет 6.

Установка — цементный мост — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4

Установка — цементный мост

Анализ технологии установки цементных мостов в условиях проявлений и поглощений позволяет обосновать необходимость создания в скважине разделительной пробки для перекрытия объекта осложнения и обеспечения контроля за состоянием ствола скважины. Отсутствие осложнения позволит нормально осуществлять технологический процесс, обеспечивая при этом установку качественного цементного моста в заданном интервале. [46]

В интервале установки цементного моста ствол незакрепленного участка скважины целесообразно проработать трехшаро-шечным долотом со скоростью не более 30 — 35 м / ч при скорости восходящего потока раствора не менее 1 2 м / с; вязкость бурового раствора не должна превышать 50 с, СНС — не более 50 мгс / сма. [47]

Читайте так же:
Инновационные технологии производства цемента

В случае установки цементного моста для забуривания нового ствола рецептуру тампонажного раствора подбирают при минимально допустимых значениях водоцементного фактора, для чего используют пластификаторы типа КССБ или ОЭДФ, обеспечивающие повышение прочности формируемого камня. [48]

Выбирают способ установки цементного моста . Производят расчет основных параметров процесса установки моста. Оценивают ожидаемое рабочее давление, спрессовывают нагнетательные линии. Устанавливают по балансовому способу цементный мост. [49]

Сложность процесса установки цементного моста и большие затраты времени на их установку заставляют искать пути упрощения, ускорения и удешевления этих работ. Способы установки мостов с помощью желонок с использованием канатов были известны давно. Но при больших глубинах в скважинах, заполненных глинистым раствором с высокой плотностью, обычной желонкой установить мост невозможно. [50]

Усовершенствована технология установки цементных мостов в глубоких скважинах в результате разработки новой методики расчета операций, учитывающей потери тампонажного раствора при его смешении с контактирующими жидкостями, а также несоответствие между расчетными и фактическими объемами продавочной жидкости. Эффективное внедрение методики во многих нефтедобывающих районах Советского Союза при установке мостов в скважинах глубиной до 5000 м свидетельствует об успешном решении актуальной проблемы. [51]

Методика расчета установки цементных мостов , обеспечивающая забуривание БС из фрезерованного участка обсадной колонны с цементного моста, заключается в следующем. [52]

Предлагаемый способ установки цементных мостов в скважинах, подлежащих консервации, позволяет снизить степень загрязнения ПЗП за счет использования растворов на углеводородной основе, сократить продолжительность работ в 5 — 6 раз, снизить стоимость в 3 — 4 раза за счет использования минимального количества технических средств и дешевых материалов, облегчить работы по расконсервации скважин и последующему их освоению. [53]

Страницы: 1 2 3 4

Установка — цементный мост — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Установка — цементный мост

Для установки цементного моста в открытом стволе толщиной 237 м произведено 12 операций цементирования, в том числе три операции — выше башмака эксплуатационной колонны. [16]

После установки цементного моста , промывки и шаблонирования скважины i колонне бурильных труб спускается клиновое устройство, не доходя 2 — 5 м до забо фиксируется вес на крюке. [17]

После установки цементного моста на глубине 3700 — 3652 м был зарезан новый ствол. [18]

Способы установки цементных мостов могут быть еле дующие. [19]

Расчет установки цементного моста в открытом стволе ( рис. 16.3) по методике ВНИИКрнефти заключается в определении объемов тампонажного раствора для цементирования моста и порций буферной жидкости, прокачиваемой перед тампонаж — ным раствором и вслед за ним, а также объема продавочной жидкости. [21]

Место установки цементного моста в открытом стволе скважины следует уточнять по данным кавернометрии. [22]

Необходимость установки цементного моста над продуктивным горизонтом после ликвидации открытого фонтана определяет штаб. [23]

Успешность установки цементного моста в большой степени зависит от точного соблюдения подобранной в лаборатории рецептуры при приготовлении цементного раствора. [24]

Успешность установки цементного моста в значительной степени зависит от точного соблюдения подобранной в лаборатории рецептуры при приготовлении цементного раствора. [25]

Способы установки цементных мостов могут быть следующие. [26]

Место установки цементных мостов , параметры цементного раствора и промывочной жидкости, статическую температуру, объем цементного раствора и жидкости для продавливания в трубы, компоновку заливочных труб, расход времени на проведение операции определяет геологическая служба предприятия и оформляет в виде плана проведения работ. Для установления моста в обсадных колоннах диаметрами до 146 и 168 мм рекомендуется минимальный объем тампонажного раствора 1 5 и 1 8 м соответственно. Подбор рецептуры тампонажного раствора и буровых жидкостей производят в лабораториях. [27]

Успешность установки цементного моста зависит от рационального применения технических средств и приемов, а также тампонажных материалов. Чтобы обеспечить успешную установку цементных мостов, обязательно применяют устройства для контролируемого забойного цементирования ( УКЗЦ) и разделительные пробки. [28]

Необходимость установки цементного моста над продуктивным горизонтом после ликвидации открытого фонтана определяется штабом. [29]

Качество установки цементного моста при использовании этого устройства обеспечивается тем, что цементный раствор при движении по каналу переменного сечения бурильных или насосно-компрессорных труб отделяется шаровыми резиновыми разделителями от продавочной жидкости и бурового раствора. Благодаря этому ухудшение свойств цементного раствора исключается. [30]

Предупреждение аварии при установке цементных мостов в обсаженном и открытом стволе, а также при наращивании цементного кольца за обсадными колоннами

Ликвидация аварии

№ п/пПеречень мероприятийОтвет- ственный
14.1.Иметь на буровой (группе кустов) минимально необходимый запас ловильного инструмента. Для специфического оборудования телеметрии предоставляются Подрядчиком по телеметрии спец ловушки.Подрядчик по бурению
14.2.При проведении ловильных работ, в случае отсутствия освобождающихся труболовок, для присоединения к прихваченному инструменту над спускаемой труболовкой устанавливать безопасный переводник.Подрядчик по бурению
14.3.Меры по локализации и ликвидации инцидента, допущенного при строительстве скважин, принимать немедленно, исходя из экономической целесообразности и технической оснащенности заказчика и Подрядчиков.ПодрядчикиЗаказчик
14.4.При возникновении инцидента буровой мастер немедленно сообщает о случившиемся инженеру по бурению ДБ и техническому руководителю Подрядчика по бурению. При этом принимает все меры, предотвращающие усугубление инцидента. Собирает информацию о начале и предпосылках развития инцидента, предоставляет техническому руководителю предприятия и инженеру по бурению ДБ.Подрядчик по бурению
14.5.Инженер по бурению ДБ немедленно организует сбор объяснительных записок от буровой вахты и Подрядчиков по видам деятельности о причинах инцидента. Предварительный акт расследования составляется инженером по бурению ДБ, с привлечением представителей Подрядчиков, на буровой в течение суток.Заказчик
14.6.По каждому инциденту техническая служба Подрядчика по бурению под руководством технического руководителя Подрядчика по бурению: а) намечает план ликвидации инцидента, в котором должны быть предусмотрены конкретные работы по ликвидации инцидента, сроки проведения работ, меры по технике безопасности и меры по исключению усугубления ситуации. Для оперативности принятия решения допускается принятие плана по ликвидации инцидента после согласования с Заказчиком в виде телефонограммы на буровую, за подписью технического руководителя Подрядчика по бурению; б) назначает лиц ответственных за проведение работ по ликвидации инцидента; в) обеспечивает контроль за проведением работ по ликвидации инцидента и оказывает своевременную помощь непосредственным исполнителям работ; г) согласует с Заказчиком все работы по ликвидации инцидента.Подрядчик по бурению
14.7.Все аварийные работы осуществляются под руководством мастера по сложным работам по утвержденному Подрядчиком по бурению и согласованному с Заказчиком плануПодрядчик по бурению
14.8.Перед проведением аварийных работ необходимо провести инструктаж буровой бригаде по плану работ, охране труда и технике безопасности, проверить состояние буровой вышки, талевую систему, буровое оборудование, КИП.Подрядчик по бурению
14.9.Все возникшие инциденты независимо от времени, затрачиваемого на их ликвидацию, регистрируются в журнале учета в течение 24 часов со времени их возникновенияПодрядчик по бурению
14.10.Все инциденты, допущенные при строительстве скважин разбирать на совместных производственных совещаниях. Расследование причин инцидентов, допущенных при строительстве скважин, производит совместная комиссия, в состав которой входят представители, назначенные приказом организаций Подрядчиков. В зависимости от вида и характера инцидента для участия в комиссии привлекаются специалисты всех Подрядчиков, причастных к данному инциденту. Комиссия по техническому расследованию причин инцидента должна незамедлительно приступить к работе. Расследование проводится в течение 15 дней с составлением предварительных планов мероприятий, которые оформляются актами расследования инцидентов. Предварительный акт расследования составляется инженером по бурению ДБ, с привлечением представителей Подрядчиков, на буровой в течение суток.ПодрядчикиЗаказчик
Читайте так же:
Крем от ожога от цемента

Приложение № 1:

Таблица № 1: Классификация замковых резьб по износу Рис. 3

Обозначение замковой резьбыЧисло ниток на длине резьбы 25,4ммЗначение критерия «Н» для пары ниппель-муфта по классам, мм, не менее
классы
IIIIII
З-6612,5
З-7319,5
З-7612,5
З-8619,5
З-8812,5
З-10112,5
З-10219,5
З-10819,5
З-11712,5
З-12112,5
З-12219,5
З-13319,5
З-14012,5
З-14734,5
З-15234,5
З-16134,5

Таблица № 2: Классификация бурильных труб по износу

Вид дефектаКласс труб
IIIII
Равномерный износ трубы по наружной поверхности: толщина стенки после износа, % не менее62,5
Эксцентричный износ по наружной поверхности: толщина стенки после износа, % не менее
Вмятины, % процент от наружного диаметра, не более
Смятие, % от наружного диаметра, не более
Шейка, % от наружного диаметра, не более
Остаточное сужение: уменьшение наружного диаметра, % не более
Остаточное расширение: увеличение наружного диаметра, % не более
Продольные надрезы зарубки: оставшаяся толщина стенки, % не менее62,5
Поперечные надрезы: оставшаяся толщина стенки, % не менее длина надреза, % от длины окружности трубы, не более
Точечная коррозия, эрозия: толщина стенки в месте самой глубокой коррозии, % от номинальной, не менее

Таблица № 3: Предельно допустимый диаметр бурильного замка при износе

Номинальный диаметр замка, ммМинимальный диаметр замка при равномерном износе, ммМинимальный диаметр замка при одностороннем износе, мм
151,5
172,5

Рис. 4: Определение люфта сборки шпиндельной секции

При измерении величины L2 рекомендуется использовать только собственный вес забойного двигателя.

В забойных двигателях “Сперри Дрилл” используется механизм внутреннего перераспределения нагрузок, позволяющий обеспечить малые значения величины L2 при повышенных нагрузках. Это может приводить к ошибкам в определении люфта сборки шпиндельной секции, так как величина люфта определяется как L1 — L2.

Для того, чтобы определить степень износа сборки шпиндельной секции, при измерении L2 необходимо обеспечить одинаковые нагрузки на двигатель до и после его работы в скважине.

В том случае, когда забойный двигатель находится в сборе с другим буровым инструментом и/или квадратом, при определении нагрузки на вал и подшипники необходимо пренебречь только весом двигателя.

Рекомендуется проводить замер люфта сборки шпинделя после того, как забойные двигатель прошел гидравлические испытания, что позволит замерить максимальную величину L1.

Таблица № 5:Периодичность проверок бурильного инструмента средствами неразрушаемого контроля

Элементы бурильной колонныЧастота дефектоскопических проверок (время циркуляции)
Трубы бурильные типов ПК, ПН, ПВчерез 1500 часов
ВБТчерез 1500 часов
УБТ и ТБТчерез 600 (+/-10%) часов
Трубы бурильные АБТчерез 2500 часов

после ликвидации аварий, связянных с применением к колоне труб предельно допустимых нагрузок, проводить дополнительный контроль.

Таблица № 6: Периодичность проведения дефектоскопических проверок переводников для роторно-турбинного способа бурения вДепартаменте бурения в Западной Сибири

КомпонентТип скважиныЧастота дефектоскопических проверок
Все скважинные переводники – используемые в колонне бурильных труб и КНБК, а также КШВН, ОК и т.п.Бурение скважинЧерез каждые 450* часов работы (время циркуляции**) (+/- 50 часов)
Зарезка боковых стволовЧерез каждые 300 *** часов работы (время циркуляции) (+/- 30 часов)
Переводник между ВБТ (квадратом) и первой бурильной трубой (рабочий предохранительный переводник)Бурение скважинЧерез каждые 500 свинчиваний-развинчиваний (должно быть отражено в паспорте переводника)
Зарезка боковых стволовЧерез каждые 300*** свинчиваний-развинчиваний (должно быть отражено в паспорте переводника)
Переводник между вертлюгом и ВБТ (квадратом) или под верхним силовым приводомЧерез каждые 2500 часов работы (время циркуляции)

* на основе РД 39-2-787-82: Пункт 2.6.2.: Переводники, расположенные в нижней части колонны, в том числе переводники перед колонной УБТ проверяют одновременно с УБТ, т.е. через 450±50 часов (пункт 2.6.)

** механическое бурение + проработка + расхаживание во время промывки = все время циркуляции

*** время частоты проверок в ЗБС более жестким, чем в БС из за малых диаметров бурового инструмента и его более быстрого износа (частота аварии из за поломок элементов бурильной колонны в ЗБС превышает частоту аварии в БС в несколько раз).

Таблица № 7: Норма отработки бурильных труб и элементов бурильной колонны в часах

№ п.п.Типы труб и элементов бурильной колонныНормы допустимой работы, час.
ВБТ оточественные
ВБТ импортные
УБТ 203
УБТ 178
УБТ импортные
СБТ 127 х 9,19, 60,3 – 89 отечественные
СБТ импортные
ЛБТ 147 х 11

Таблица № 8:Таблица учета бурового раствора

Вытеснение бурильной трубой Ø3 ½“: 2,78 л/ м

Вытеснение бурильной свечой (24 м) : 66,72 л

Объем для долива после подъема 5-и свечей: 333,6 л (0,33 м 3 )

Способ контролируемой установки цементных мостов и устройство для его осуществления

Номер патента: 1640362

Текст

СОЮЗ СОВЕТСКИХСОЦИАЛИСТИЧЕСК 1РЕСПУБЛИК 64036 ЯЗ я)5 Е 21 В 33/134, 33 ПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕ ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГОСУДАР СТ В Е ННЬ Й КОМИТЕТПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯПРИ ГКНТ СССР(71) Азербайджанский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности «АзНИПИнефть»(56) Атрафьян М.О, Повышение качества разобщения пластов в глубоких скважинах. — М.: Недра, 1982, с, 152.Авторское свидетельство. СССР М 578439, кл, Е 21 В 33/16, 1977.Авторское свидетельство СССР 1 Ф 1133382, кл. Е 21 В ЗЗ/16, 1983.(54) СПОСОБ КОНТРОЛИРУЕМОЙ УСТАНОВКИ ЦЕМЕНТНЫХ МОСТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к строительству нефтяных и газовых скважин и предназначена для установки в них цементных мостов (ЦМ), Цель — повышение качества цементного моста, В скважину до нижней отметки устанавливаемого ЦМ опускают заливочную колонну 2 с проточным цилиндрическим корпусом 1 с калиброванным центральным отверстием. Затем продавливают тампонажный раствор и разделительные пробки (РП) 4 и 6. При прохождении раствора через калиброванное центральное отверстие получают сигналы о начале его выхода в затрубное пространство и окончании его зУ)1640362 510 гдем; продавки, После этого заливочную колонну 2 поднимают до верхней отметки, Ствол скважины на уровне нижней отметки ЦМ перекрывают и прокачивают цементный раствор (ЦР) в объеме Н=Н(л О О): 4 О, где Н — высота установки ЦМ, О — заданная скорость извлечения заливочной колонны;0 — производительность цементировочных агрегатов; О — диаметр ствола скважины. Изобретение относится к строительству нефтяных и газовых скважин и может быть использовано при их креплении, в частности, при установке цементных мостов,Целью изобретения является повышение качества цементного моста.На чертеже изображено устройство для контролируемой установки цементного моста.Устройство для контролируемой установки цементного моста состоит из проточного цилиндрического корпуса 1, верхний конец которого соединен с нижним концом заливочной колонны 2, Корпус 1 снабжен внутренним кольцевым выступом 3 с калиброванным центральным отверстием для контролирования прохождения через устройство верхней 4, дополнительной проме- жуточной 5 и нижней 6 разделительных пробок, между которыми размещен тампонажный раствор 7, Корпус 1 в нижней части выполнен с верхним 8 и нижним 9 рядами радиальных отверстий, а также цилиндрической обечайкой 10 с центральным отверстием и штифтами 11, соединяющими корпус 1 с обечайкой 10 и установленными с возможностью их срезания повышенным давлением при посадке промежуточной разделительной пробки 6 на обечайку 10, выполненной из мягкого разбуриваемого металла, Обечайка 10 снабжена эластичным раэобщителем 12, выполненным в виде усеченного конуса с открытыми основаниями, иэ которых малое основание жестко соединено с упомянутой обечайкой, а большое направлено вверх и имеет диаметр больше диаметра скважины для взаимодействия со стенками скважины.В предлагаемом способе контролируемой установки цементного моста, включающем спуск в скважину до нижней отметки устанавливаемого моста заливочной колонны с проточным цилиндрическим корпусом с калиброванным центральным отверстием, продавку тампонажного раствора и разделительных пробок, получение при прохожЗатем продавливают дополнительную промежуточную РП 5 и прокачивают остальной объем ЦР. После получения сигнала «Стоп» при прохождении дополнительной РП 5 через центральное калиброванное отверстие осуществляют извлечение заливочной колонны 2 с заданной скоростью до верхней отметки установки ЦМ с одновременной продавкой ЦР. 2 с и, ф лы, 1 ил. дении через калиброванное центральное отверстие сигналов о начале выхода тампонажного раствора в эатрубное пространство и окончании его продавки,. подъем заливочной колонны до верхней отметки, ствол скважины на уровне нижней отметки устанавливаемого цементного моста перекрывают. прокачивают цементный раствор в объеме Н40 ысота установки цементного мос 0 — заданная скорость извлечения заливочной колонны,м/с;0 — произ водэительность цементировочных агрегатов, м;О — диаметр ствола скважины, м,продавливают дополнительную промежу 20 точную разделительную пробку, прокачива-.ют остальной объем цементного раствора,после получения сигнала «Стоп» при про.хождении дополнительной разделительнойпробки через калиброванное центральноеотверстие осуществляЮт извлечение заливочной колонны с заданной скоростью доверхней отметки установки цементного моста с одновременной продавкой цементного раствора,Контролируемую установку цементныхмостов проводят следующим образом.Вначале в скважину спускают до нижней отметки устанавливаемого цементногомоста заливочную колонну 2 с устройствомдля контролируемой установки цементногомоста, При этом полость колонны 2 заполняется скважинной жидкостью через отверстие в обечайке. Затем начинают продавкутампонажного раствора 7, размещенного40 между верхней 4, промежуточной 5 и нижней 6 разделительными пробками, Придвижении тампонажного раствора в заливочной колонне 2 буровой раствор, находящийся под нижней пробкой б, через45 радиальные 8 и 9 в обечайке отверстия по 1640362ступает в затрубное пространство. При этом струи жидкости, выходящие через отверстия 8; плотно прижимают к стенке скважины эластичный разобщитель 12, а сэма жидкость поднимается по затрубному пространству. При достижении нижней пробки 5 6 внутреннего кольцевого выступа 3 корпуса 1 пробка 6 останавливается, в результате чего на устье скважины получают сигнал о начале выхода тампонажного раствора в затрубное пространство, 10С повышением давления жидкости в колонне 2 пробка 6 продавливэется через кольцевой выступ 3 и перемещается вниз в корпусе 1 до упора в обечайку 10. Причем в процессе перемещения пробки 6 от кольце вого выступа 3 до обечайки 10 верхний ряд отверстий перекрывается пробкой 6 и жидкость выходит через отверстие 9, а давление жидкости в колонне 2 понижается до величины, соответствующей давлению жидкости 20 при перемещении пробки от устья скважины до кольцевого выступа 3, Таким образом предотвращается гидравлический удар.После упора пробки 6 в обечайку 10 тампонажный раствор начинает проходить 25 только через радиальные отверстия 8 и поступает в затрубное пространство до тех пор, пока разделительная пробка 5 пройдет выступ 3, не сядет на пробку 6 и не перекроет радиальные отверстия 8, В этот момент 30 под действием повышеннОго давления штифты 11 срезаются и обечайка 10 вместе с раэобщителем 12 и разделительными пробками 5 и б продавливаются вниз по стволу, радиальные отверстия 8 и 9 откры ваются и тампонажный раствор 7 вновь поступает в затрубное пространство. Одновременно осуществляется подъем заливочной колонны до верхней отметки цементного моста. В этот момент верхняя,40 разделительная пробка 4 достигает внутреннего кольцевого выступа 3, на устье получается сигнал о повышении давления, которое снижается после прохождения пробкой 4 выступа 3, что указывает на окон чание продавки тампонажного раствора.Экономическая эффективность изобретения обусловлена экономией затрат времени и материалов на повторные заливочные работы. 50Формула изобретения1, Способ контролируемой установки цементных мостов, включающий спуск в скважину до нижней отметки устанавливаемого цементного моста заливочной колон ны с проточным цилиндрическим корпусомс калиброванным центральным отверстием,=. продавку тампонажного раствора и разделительных пробок, получение при прохождении через калиброванное центральное отверстие сигналов о начале вьходэ тампонажного раствора в эатрубное пространство и окончании его продавки. подъем ,заливочной колонны до верхней отметки, о т л и ч а ю щ и й с я тем, что, с целью повышения качества моста, ствол скважины на уровне нижней отметки установки цементного моста перекрывают, прокачивают цементный раствор в объеме г 40 де Н — высота установки цементного мост 1 О — диаметр ствола скважины, м; О — заданная скорость извлечения заливочной колонны,м /сек;0 — проиэводзительность цементировочных агрегатов, м, продавливают дополнительную промежуточную разделительную пробку, прокачива:ют остальной объем цементного раствора, после получения сигнала «Стоп» при прохождении дополнительной разделительной пробки через центральное калиброванное отверстие осуществляют извлечение заливочной колонны с заданной скоростью до верхней отметки установки цементного моста с одновременной продавкой цементного раствора.2. Устройство для контролируемой установки цементного моста, содержащее установленный на заливочной колонне прлточный цилиндрический корпус с калиброванным центральным отверстием, верхней и нижней пробками, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что оно снабжено дополнительной промежуточной пробкой, его корпус в нижней части выполнен с двумя рядами радиальных отверстий и с цилиндрической обечайкой с центральным отверстием, выполненной из мягкого раэбуриваемого металла и снабженной штифтами, соединяющими корпус с обечайкой и установленными с возможностью их срезания повышением давления при посадке промежуточной пробки на обечайку, причем последняя имеет эластичный раэобщитель, выполненный в виде усеченного конуса с открытыми основаниями,из которых малое основание жестко соединено с упомянутой обечайкой, а большее направлено вверх для взаимодействия со стенками скважины.

Читайте так же:
Насосы для закачки цемента

Заявка

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ «АЗНИПИНЕФТЬ»

СЕИД-РЗА МИР КЕРИМ ОГЛЫ, РАШИДОВ ХАНЛАР ЯНВЕРОВИЧ, АЛИВЕРДИЗАДЕ ТАЛЕ КЕРИМ ОГЛЫ, КУРБАНОВ ВАЛЕРИАН БАЙРАМОВИЧ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector